Проверочная работа.
Односоставные и двусоставные предложения.
18. Среди предложений найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Выберите номера этих сложных предложений.
(1) Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. (2) Этим вы завоёвываете уважение окружающих. (3) Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
(4) Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).
(5) Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.
(6) Но как это красиво, когда уступают с достоинством в во который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принимают свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента!
(7) Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками.
(По Д. Лихачёву)
19. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. (2) Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. (3) Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. (4) Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. (5) Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. (6) Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. (7) Я что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его.
(По Л. Толстому)
20. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличное и определённо-личное предложения. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Всё в избе оправданно, ничего нет лишнего, а следовательно, и нелепого. (2) Низкие потолки, мало воздуха? (3) Да, но избы рассчитаны на то, чтобы жить в них, не ощущая мороза в самые лютые зимы. (4) Если поднять потолки выше, то придётся увеличивать печь. (5) Русская же без того огромна, она занимает чуть ли не треть жилой площади. (6) Поставить вместо одной русской печи две голландки, которые бы занимали меньше места, тоже нельзя, так как в голландке не испечёшь хлеба, не согреешь пойла для скота. (7) Недостаток же воздуха люди, работающие в поле, испытывают не так остро, как горожане.
(По В. Тендрякову)