Просто не успею её сделать, очень много задали :( МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ОЛИМПИАДА «ЗВЕЗДА» «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2015/16 УЧ.Г. 7 КЛАСС Часть I Задание 1. Прочтите слово гость, напишите его транскрипцию. Из фразы «Жил старик со своею старухой у самого … моря» выпишите слова, в которых есть звуки из данного слова (по каждому звуку отдельно). Задание 2. Найдите в приведённом ниже отрывке из детской песни слово с двумя окончаниями. Выпишите это слово и выделите в нём окончания. Затянулась бурой тиной Гладь старинного пруда... Ах, была, как Буратино, Я когда-то молода... Был беспечным и наивным Черепахи юной взгляд. Все вокруг казалось дивным Триста лет тому назад… Ю. Энтин Задание 3. Объясните, в каком значении употреблено выделенное слово в отрывке из стихотворения А. С. Пушкина. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой И назовет меня всяк сущий в ней язык: И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Задание 4. Может ли в русских словах приставка стоять после корня? Приведите два примера таких слов, если они существуют. Задание 5. Даны польские слова в упрощённой транскрипции и их перевод на русский язык: tarty [тарты] – тёртый; zza [зза] – из-за; chwytanie [хвытане] – хватание. Как с польского языка переводится название одного из церковных праздников – Zmartwychwstanie? а) Воскресение Христово; в) Успение Пресвятой Богородицы; б) Преображение Господне; г) Рождество. Задание 6. Приставка пере- может придавать глаголу такие значения: 1) действие, повторяющееся заново; 2) действие, производимое в слишком большом количестве, свыше нормы; 3) движение через что-то или из одного места в другое. Подберите по одному глаголу на каждое значение приставки. Составьте с этими глаголами предложения, чтобы было понятно значение приставки. Задание 7. Правописание каких слов можно проверить, зная, что в древнерусском языке были такие слова, как: бéрестень – короб; кóрзити – плести; цéп – палка? Задание 8. Даны глаголы: очутиться, молоть, брезжить, значить, выкипеть, выздороветь, махать, сыпать, летать, гонять. Употребляется ли каждый из этих глаголов в форме 1 л. ед. ч.? Если да, то запишите образованные формы. Если нет, то объясните причину отсутствия формы у каждого глагола. Задание 9. Существует ли в русском языке слово, которое состоит из одной буквы и входит в разряд знаменательных (самостоятельных) частей речи? Подтвердите свой ответ примером. Если такое слово есть, определите, к какой части речи оно относится и изменяется ли. Если изменяется, то определите, по каким признакам, и укажите, в чём особенность форм этого слова. Задание 10. Запишите искусственно созданное предложение. По формальным грамматическим признакам определите и укажите, к какой части речи относится каждое слово. Выполните синтаксический разбор предложения. Калуша разбызила клямсы и зюмо-зюмо волит. Задание 11. Проанализируйте грамматические признаки слов и найдите одно «лишнее» слово в каждой группе. Подробно объясните свой выбор: а) высокий, горячий, светлый, умный, майский; б) книга, полтора, Европа, гектар, стакан; в) консервы, конфеты, опилки, духи, сливки; г) человек, волк, инженер, врач, слон; д) лететь, ненавидеть, обессилить, ходить, хотеть. Задание 12. Укажите, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме (выделены курсивом) в следующих предложениях. 1. Мама заставила меня съесть несколько ложек супа. 2. Ты пришёл сюда посмотреть известные картины. 3. Курить очень вредно. 4. Тут я кричать, а вода в рот льётся. 5. Я советую вам петь в народном хоре. 6. У тебя была уникальная возможность решить всё мирным путём.
Петь в народном хоре. Прилагательное