Промежуточная аттестация. Анализ текста. 8 класс
Запахло сыр... Стью. Через д... ревьев М... Лькнула вода. А вот оно ра... кинулось
справа — длин... ое и широкое озеро Куйчук. И стран...ая картина открылась перед
| нашими глазами: дул ветер, белыми барашками пенились волны дикого озера, а на
Д... леком противоположном берегу ярким пламенем г... рел лес. Даже сюда, за километр,
Вместе сг... рячим воздухом дон...сился гул и треск.
Охватывая Хвою см...листых сосен, пламя мгновенно взвивалось к небу и тотчас же
падало к з... мле. Оно крутилось волчком понизу и дли... ными жаркими языками Л... зало
оду озера. Иногда в...лилось дерево, и тогда от его удара подн... мался столб ч...рного
(ыма, на который нал... тал ветер и рвал в клоч... я. ( А. Гайдар «Дым в лесу»)
Выполнить задания:
1. Озаглавить текст.
2. Определите тему
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите тип речи текста.
5. Определите стиль речи
б. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить знаки препинания.
7. Выписать словосочетания (по одному на каждый вид: согласование, управление,
примыкание.)
справа — длин... ое и широкое озеро Куйчук. И стран...ая картина открылась перед
| нашими глазами: дул ветер, белыми барашками пенились волны дикого озера, а на
Д... леком противоположном берегу ярким пламенем г... рел лес. Даже сюда, за километр,
Вместе сг... рячим воздухом дон...сился гул и треск.
Охватывая Хвою см...листых сосен, пламя мгновенно взвивалось к небу и тотчас же
падало к з... мле. Оно крутилось волчком понизу и дли... ными жаркими языками Л... зало
оду озера. Иногда в...лилось дерево, и тогда от его удара подн... мался столб ч...рного
(ыма, на который нал... тал ветер и рвал в клоч... я. ( А. Гайдар «Дым в лесу»)
Выполнить задания:
1. Озаглавить текст.
2. Определите тему.
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите тип речи текста.
5. Определите стиль речи.
6. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить знаки препинания.
7. Выписать словосочетания (по одному на каждый вид: согласование, управление, примыкание).
Ответ:
1. Озаглавление текста: "Дым в лесу".
2. Тема текста: Описание природного явления в лесу.
3. Основная мысль текста: Автор описывает событие в лесу, связанное с возникновением огня.
4. Тип речи текста: Школьная учебная или описательная.
5. Стиль речи: В тексте преобладает литературный стиль.
6. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить знаки препинания:
- Запахло сыростью. Через дебри ревенья Лькнула вода. А вот оно раскинулось
справа — длинное и широкое озеро Куйчук. И странная картина открылась перед
нашими глазами: дул ветер, белыми барашками пенились волны дикого озера, а на
дальнем противоположном берегу ярким пламенем горел лес. Даже сюда, за километр,
Вместе с густым воздухом доносился гул и треск.
- Охватывая хвоей смолистых сосен, пламя мгновенно взвивалось к небу и тотчас же
падало к земле. Оно крутилось волчком понизу и длинными жаркими языками лизало
оду озера. Иногда взгоралось дерево, и тогда от его удара поднимался столб черного
дыма, на который налетал ветер и рвал в клочья. ( А. Гайдар «Дым в лесу»)
7. Словосочетания:
- Согласование: дул ветер, белыми барашками пенились волны дикого озера.
- Управление: на дальнем противоположном берегу ярким пламенем горел лес.
- Примыкание: Оно крутилось волчком понизу и длинными жаркими языками лизало
оду озера.
Этот текст описывает зрелище возникновения пожара в лесу. Стиль текста достаточно литературный и художественный, что позволяет лучше визуализировать и ощутить происходящее моментально школьнику. Для решения задачи ученику нужно заполнить пропущенные орфограммы в тексте, определить тип и стиль речи для лучшего понимания текста. Далее, ученик должен ответить на вопросы о теме, основной мысли текста и выделить словосочетания согласования, управления и примыкания.