Цели: сообщить о выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.
1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, с. 65.
2. Выполнение упражнений 155 (письменно), 156 (устно).
3. Повторение о подлежащем, с. 66.
IV. Беседа по вопросам.
1. Назовите главные члены предложения.
2. Что такое грамматическая основа предложения?
3. С каких вопросов можно найти подлежащее в тексте? Что обозначает подлежащее?
4. Какими частями речи выражается подлежащее? (Примеры.)
5. Может ли подлежащим являться сочетание слов? (Примеры.)
6. Что знаете о сказуемом? Расскажите.
7. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа? (Примеры.)
8. Как называются остальные члены предложения? (Примеры.)
V. Запись под диктовку.
· Задание. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Писатель К. Паустовский хорошо знал русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
2. Служили два товарища.
3. Тишина.
VI. Игра «Найди подлежащее».
Игру можно провести устно или письменно.
теплое . Наступает ненастная, дождливая . Перелетные собираю__ся в дальний путь. Первыми ул__тают наши летние . Длин__ыми ц__почками ул__тают наши летние . Счастливого вам пути, наши дорогие друзья!
· Дополнительное задание. Найдите в тексте однокоренные слова к слову перелетные. Проведите разбор по составу.
VII. Проверочная работа.
Ц е л ь р а б о т ы – проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.
I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1. Веселые отблески огня играли на стекле.
2. На печке два мальчика сладко посапывали.
3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.
4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
5. Сырой туман висел над рекой.
II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
2. Они вывели бычка на улицу.
3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
4. Дед бережно вынул из конверта письмо.
5. Она босиком побежит по свежей траве.
(По Л. Воронковой.)
III. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.)
2. Земля в саду усыпана осенними листьями.
3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.
Цели: сообщить о выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Подлежащее, сказуемое, восклицание, спор, дискуссия,
дискутировать.
III. Работа по теме урока.
1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, с. 65.
2. Выполнение упражнений 155 (письменно), 156 (устно).
3. Повторение о подлежащем, с. 66.
IV. Беседа по вопросам.
1. Назовите главные члены предложения.
2. Что такое грамматическая основа предложения?
3. С каких вопросов можно найти подлежащее в тексте? Что обозначает подлежащее?
4. Какими частями речи выражается подлежащее? (Примеры.)
5. Может ли подлежащим являться сочетание слов? (Примеры.)
6. Что знаете о сказуемом? Расскажите.
7. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа? (Примеры.)
8. Как называются остальные члены предложения? (Примеры.)
V. Запись под диктовку.
· Задание. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Писатель К. Паустовский хорошо знал русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
2. Служили два товарища.
3. Тишина.
VI. Игра «Найди подлежащее».
Игру можно провести устно или письменно.
теплое . Наступает ненастная, дождливая . Перелетные собираю__ся в дальний путь. Первыми ул__тают наши летние . Длин__ыми ц__почками ул__тают наши летние . Счастливого вам пути, наши дорогие друзья!
· Дополнительное задание. Найдите в тексте однокоренные слова к слову перелетные. Проведите разбор по составу.
VII. Проверочная работа.
Ц е л ь р а б о т ы – проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.
I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1. Веселые отблески огня играли на стекле.
2. На печке два мальчика сладко посапывали.
3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.
4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
5. Сырой туман висел над рекой.
II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
2. Они вывели бычка на улицу.
3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
4. Дед бережно вынул из конверта письмо.
5. Она босиком побежит по свежей траве.
(По Л. Воронковой.)
III. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.)
2. Земля в саду усыпана осенними листьями.
3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.
4. Я увидел на стекле три капли дождя.
5. У папы три капли упали со шляпы. (В. Левин.)
К о н т р о л ь н ы й л и с т о к: I – 1, 3, 5.
II – 2, 5.
III – 1, 5.