Прочитайте выразительно текст. Как его можно озаглавить? Я был очень маленький, когда в нашем хозяйстве произошло это событие: овца принесла трёх ягнят и одного почему-то не приняла. Ягнёнок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек. Его крохотные чёрненькие копытца скользили по полу, а в ногах не было никакой силёнки. Ведь он, как народился, не выпил ещё ни грамма молока.
Моя мать налила в блюдце молочка, окунула в молоко палец и хотела, чтобы ягнёнок начал пить. Чёрные шёлковые ворсинки на его рыльце измочились в молоке, в рот же не попало ни капли.
Тогда мать открыла маленький деревянный сундучок. Покопавшись на дне, она достала красную резиновую соску. Судьба бес существа перешла2 в мои руки. Я беспрерывно2 держал соску у его рыльца... Наконец как-то так получилось, что он, чмокая, жадно начал пить.
(По В. Солоухину)
2. Выпишите имена существительные. Можно ли по ним догадаться о теме текста? Выделите суффиксы в существительных, обозначьте в них орфограммы.
3. Подберите к словам с безударными гласными в корне проверочные слова.
4. Подготовьтесь к свободному диктанту (см. памятку 3).
ОЧЕНЬ
1. Прочитайте выразительно текст. Как его можно озаглавить?
Одинокое ягнёнок нашего хозяйства.
- Обоснование ответа: В тексте описывается событие, когда в хозяйстве появилось ягнёнок, который оказался очень слабым и без помощи не смог бы выжить. Все внимание направлено на этого одинокого и слабого ягнёнка, что можно отразить в заголовке.
2. Выпишите имена существительные. Можно ли по ним догадаться о теме текста? Выделите суффиксы в существительных, обозначьте в них орфограммы.
имена существительные: ягнёнок, дрожь, копытцa, силёнка, молоко, ворсинки, рыльце, мать, сундучок, соска
- Обоснование ответа: Имена существительные представлены в тексте и обозначают различные объекты, описанные в нём. Например, "ягнёнок" - это центральный объект текста. Остальные имена существительные указывают на разные элементы и действия, происходящие с ягнёнком.
Суффиксы в существительных:
- "ок" в "ягнёнок" - орфограмма: нет
- "ь" в "дрожь" - орфограмма: нет
- "ц" в "копытцa" - орфограмма: нет
- "енк" в "силёнка" - орфограмма: нет
- "ко" в "молоко" - орфограмма: нет
- "инк" в "ворсинки" - орфограмма: нет
- "ец" в "рыльце" - орфограмма: нет
- Обоснование ответа: Подчеркнуто суффиксы в указанных существительных, но орфограммы в них не найдены.
3. Подберите к словам с безударными гласными в корне проверочные слова.
- Обоснование ответа: Проверочные слова используются для более глубокого понимания значения и правописания слов с безударными гласными в корне. Например:
- дрожь - проверочное слово: дрожать
- копытцa - проверочное слово: копыто
- силёнка - проверочное слово: сила
- рыльце - проверочное слово: рот
- мать - проверочное слово: мама
- сундучок - проверочное слово: сундук
- соска - проверочное слово: сосать
4. Подготовьтесь к свободному диктанту.
- Обоснование ответа: Подготовка к свободному диктанту поможет ученику активизировать изученную лексику, орфограммы и правописание слов. Это также поможет укрепить понимание текста и его содержания. Ученику следует обратить внимание на грамматическую структуру предложений и на правильное написание слов. При необходимости можно провести упражнения написания сложных слов или слов с орфограммами.