Прочитайте тексты, сделайте анализ по плану (по заданному Определите тему текста.
2) Определите основную мысль текста.
3) Выделите микротемы.
4) Определите тип текста.
5) Определите стиль текста.
6) Укажите используемые стилистические средства.
2. У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.
2) Основная мысль текста: Живые реки невозможно воссоздать заново, их сохранение важно для жизни и развития окружающей природы.
3) Микротемы:
- Всякую ущемленность реки можно восстановить, кроме тех случаев, когда река умирает.
- Вода становится всё более ценным ресурсом на Земле.
- Проблемы больших рек начинаются на берегах маленьких рек и ручейков.
- Реки являются основой жизни и развития окружающего мира.
- Реки служат источником воды для городов и промышленных центров.
- Малые реки играют важную роль в водной системе и могут быть одной из причин засухи в городах.
4) Тип текста: Информационно-аналитический.
5) Стиль текста: Научно-популярный.
6) Используемые стилистические средства:
- Олицетворение: речка названа сокровищем.
- Повторение: слово "можно" в фразах "Можно заново построить разрушенный город." и "Можно посадить новый лес, выкопать пруд." подчеркивает невозможность восстановления реки.
- Аналогия: сравнение малых рек с капиллярами водной системы.
- Параллелизм: использование конструкции "не все понимают" перед упоминанием проблемы меления рек.
- Риторические вопросы: "Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка?", "И как оно уязвимо, это сокровище?!".
- Выделение ключевых слов: "сокровище", "сроковые" и "безымянные реки и ручейки".