Прочитайте тексты. определите тип речи каждого. найдите языковые средства, ваше утверждение, и объясните необходимость их использования для каждого типа речи. 1.в лесу все темней да темней. деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звездочки. все птицы спят. горихвостки, маленькие дятлы они ещё сонливо посвистывают… вот и они умолкли. ещё раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки, где – то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз. сердце ваше томится ожиданием, и вдруг – но одни охотники поймут меня, - вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл – вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из – за темной березы навстречу вашему выстрелу. 2. изменения в языке происходят постоянно. но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения. наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, наиболее изменчивым – его лексический состав. именно лексика особенно быстро откликается на все новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту. 3.объявление. пропала собака, рыжая, лохматая, на вид сердитая, но на самом деле добрая. она ещё маленькая, но уже умеет приносить тапочки. любит играть с мячиком. а ещё она любит косточку. зовут её чапа. кто найдёт её, пусть позвонит по телефону 220 – 23 – 22. буду вам . сергей. 4.популяция – единица эволюции. особи любого вида распространены в пределах ареала неравномерно, как бы островами, т.е. густонаселенные участки сменяются редконаселенными. в лесостепи западной сибири береза распространена островами – рощи, леса в степи. в средней полосе европейской части россии береза встречается сгущениями. на 1 км2 в чистых березняках растут тысячи деревьев, в смешанных лесах – несколько тысяч различных видов деревьев.
ТЕКСТ 1
Тип речи: ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Признаки:
1. Последовательность событий;
2. Рассказывается об поздней вечерней охоте: Когда? Где? Что произошло?
3. Используется наречие поворота действий: ВДРУГ.
ТЕКСТ 2
Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ.
Признаки:
1. Тезис: Постоянные изменения в языке.
2. Раскрытие темы.
3. Вывод: Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое.
ТЕКСТ 3
Тип речи: ОПИСАНИЕ.
Признаки:
1. Название предмета: собака.
2. Описание внешнего вида, пова́док.
3. Использование большого количества прилагательных.
ТЕКСТ 4
Тип речи: ОПИСАНИЕ [в научном стиле].
Признаки:
1. Название предмета: популяция.
2. Общее описание.
3. Использование большого количества прилагательных и существительных.
Языковые средства и их необходимость:
- Повторы и эпитеты "все темней да темней", "большие чернеющие массы" используются для передачи образа темного леса и создания мрачной атмосферы.
- Метафора "сердце ваше томится ожиданием" помогает передать предвкушение и волнение.
- Геронтопей ("где – то печально прокричала иволга") и словесные портреты ("горихвостки, маленькие дятлы") создают живописные образы природы.
2. Тип речи: Информативно-аналитический.
Языковые средства и их необходимость:
- Специальная терминология ("синтаксический строй", "лексический состав") использована для точного определения и объяснения основных характеристик языка.
- Употребление риторических вопросов ("но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения") позволяет привлечь внимание и выразить неуверенность.
3. Тип речи: Рекламный или объявление.
Языковые средства и их необходимость:
- Эмоциональность и оценочность ("потерянная", "на вид сердитая, но на самом деле добрая") используются для привлечения внимания и создания интереса.
- Перифразы ("попросту зовут ее Чапа") употребляются для упрощения и запоминания информации.
- Контактная информация ("позвонить по телефону") облегчает возможность связи для потенциальных находчивок.
4. Тип речи: Научный или учебный.
Языковые средства и их необходимость:
- Термины ("популяция", "ареал", "густонаселенные участки") используются для точного определения и обозначения понятий и явлений.
- Сравнение ("как бы островами") помогает уяснить аналогию между распределением особей в популяции и географическими островами.
- Количественные данные ("тысячи деревьев", "несколько тысяч различных видов деревьев") используются для иллюстрации различий в численности деревьев в разных типах лесов.
Общий вывод: В каждом тексте используются языковые средства для передачи информации, создания образов и установления контактной связи с читателем в соответствии с целями каждого типа речи. Это помогает улучшить понимание и активное вовлечение читателя в рассматриваемую тему.