Прочитайте тексты. Определите, какой их них является сложным синтаксическим целым, какой — абзацем, какой — периодом. Укажите средства и
связи предложений в каждом из них.
1. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно
праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами;
свернутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя
обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно
прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там,
позади него. (По К. Паустовскому )
2. Стояло засушливое лето. В Петербурге ночью было не темнее, чем днем. В вестибюле
Верховного уголовного суда, несмотря на жару, не мог согреться Александр Иванович Тургенев. Он
то выходил на улицу, плотно надев шляпу и кутаясь, то опять входил в помещение и ждал. (По А.
Арсирию )
3. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в
одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической
незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой,
резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто
опасения. Такая защитная реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве
достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого
слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, — его некорректное
поведение. (Из кн себе сам»)
Средства и связи предложений:
- Описание шиповника: "Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами" - здесь используется перечисление пояснений, чтобы создать более полное представление о шиповнике.
- Описание плодов шиповника: "свернутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»" - здесь используется сравнение с речью, чтобы указать на интересные особенности плодов.
- Описание листвы: "густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него" - здесь используется описание для создания образа густой листвы и предотвращения взгляда за кустарник.
2. Текст 2 является периодом.
Связи предложений в тексте достигаются следующими средствами:
- Указание на время: "лето" и "ночью" - здесь вводятся временные элементы, чтобы указать на время событий.
- Описание погоды: "засушливое" и "не темнее, чем днем" - здесь используется описание погоды, чтобы создать атмосферу и указать на жаркую погоду и особенности ночного времени.
- Действия персонажа: "выходил на улицу", "входил в помещение", "ждал" - здесь персонаж выполняет последовательность действий, которые создают связь между предложениями.
3. Текст 3 является абзацем.
Средства и связи предложений:
- Определение бравирования грубостью: "Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде" - здесь используется сравнение и перечисление, чтобы указать на разные виды бравирования грубостью.
- Указание на причины бравирования грубостью: "распространеннейшее явление" и "неряшеством в одежде" - здесь описываются общие причины возникновения бравирования грубостью.
- Описание психологической незащищенности: "психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе" - здесь описывается психологическое состояние, которое влияет на бравирование.
- Указание на детство и воспитание: "в этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова" и "никто не позаботился о воспитании его души" - здесь обращается внимание на отсутствие воспитания и его последствия.
Таким образом, текст 1 является сложным синтаксическим целым, текст 2 - периодом, а текст 3 - абзацом. В каждом из текстов используются различные средства и связи предложений, чтобы создать более полное представление о содержании и передать информацию школьнику.