Прочитайте текст. Выделите средства, с которых достигается логичность изложения, запишите, какие из них используются в тексте, подкрепив примерами из текста. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи, выпишите их, обоснуйте письменно свой выбор. Еще недавно гипотеза о думающих машинах мало кем принималась всерьез, а философские книги и толстые научные журналы доказывали принципиальную невозможность таких «монстров». Сегодня большинство физиков и математиков – те, кому чаще других приходится иметь дело с ЭВМ, - не сомневаются в принципиальной возможности промоделировать с кибернетических устройств любые аспекты нашей мыслительной деятельности. Однако в целом среди ученых единого мнения по этому вопросу нет еще и сегодня, и если бы устроить голосование «за» и «против» идеи о мыслящих машинах, то лагерь сомневающихся, наверное, тоже был бы весьма многочисленным. К счастью, научные споры не решаются голосованием. Мнение одного-единственного талантливого ученого может стоить сотен других голосов. А самый убедительный «голос» – быстрый прогресс в лабораториях, занимающихся практическим созданием искусственного интеллекта. (В.С. Барашенков)
1. Логическая связь между предложениями и абзацами: автор последовательно представляет данные и мнения, начиная с прошлого до настоящего времени. Примеры:
- "Еще недавно гипотеза о думающих машинах мало кем принималась всерьез";
- "Сегодня большинство физиков и математиков – те, кому чаще других приходится иметь дело с ЭВМ, - не сомневаются в принципиальной возможности промоделировать с кибернетических устройств любые аспекты нашей мыслительной деятельности";
- "Однако в целом среди ученых единого мнения по этому вопросу нет еще и сегодня".
2. Использование обращений к мнению определенных групп людей и возможных результатов голосования: автор упоминает физиков, математиков и других ученых, чтобы подкрепить свои утверждения. Примеры:
- "Сегодня большинство физиков и математиков – те, кому чаще других приходится иметь дело с ЭВМ, - не сомневаются в принципиальной возможности промоделировать с кибернетических устройств любые аспекты нашей мыслительной деятельности";
- "К счастью, научные споры не решаются голосованием".
3. Убеждение через приведение примеров и фактов: автор упоминает быстрый прогресс в лабораториях, занимающихся практическим созданием искусственного интеллекта, чтобы поддержать свою точку зрения. Пример:
- "А самый убедительный «голос» – быстрый прогресс в лабораториях, занимающихся практическим созданием искусственного интеллекта".
Грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи, включают следующие:
1. Неопределенное местоимение "что" используется для обозначения предмета размышления и обобщения: "гипотеза о думающих машинах", "принципиальная возможность промоделировать с кибернетических устройств".
2. Косвенная речь: "философские книги и толстые научные журналы доказывали принципиальную невозможность таких «монстров»", "научные споры не решаются голосованием".
3. Условные конструкции: "Если бы устроить голосование «за» и «против» идеи о мыслящих машинах", "Мнение одного-единственного талантливого ученого может стоить сотен других голосов".
4. Настоящее время используется, чтобы обращаться к сегодняшнему времени: "Еще недавно", "Сегодня".
5. Комплексные сказуемые: "сомневаются в принципиальной возможности промоделировать", "был бы весьма многочисленным".
6. Обобщения и уточнения: "таких «монстров»", "любые аспекты нашей мыслительной деятельности", "возможность промоделировать".
Весь предложенный текст отличается логичностью изложения, так как последовательно представляет разные точки зрения и факты на основе определенной структуры и выразительных средств научной речи. Описанные грамматические формы и синтаксические конструкции присущи научному стилю изложения, помогая донести информацию и убедить читателя в достоверности представленной точки зрения.