Прочитайте текст и выполните задания.
На склоне горы покоятся останки гиган(?)ского дерева-великана. Специалисты утверждают что оно около четырехсот лет. Оно было подростком когда Колумб выс..дился в Южной Америке. Дерево наполовину выросло когда английские колонисты создали свои первые поселения в Северной Америке. (В)течении.. своей долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний бесчисленные бури и лавины четырёх веков бушевали около него. Но оно выстояло. Однако в конце концов полчища мелких жучков стали подтачивать его. Насекомые прогрызли кору и постепе(н,нн)о сокрушали внутре(н,нн)юю силу дерева своими (незначительными но (не)прерывными укусами. Лесной великан которого (не) и(с,сс)ушали века (не) сломили молнии и бури рухнул под натиском маленьких насекомых. Не напоминаем ли мы этого сражающегося лесного великана? Мы благополучно переживаем редко случающиеся бури которые посылает нам жизнь но отдаем свое сердце на ра..терзание мелким жучкам бе..покойства, таким мелким что их можно раздавить двумя пальцами.
Чтобы одолеть привычку бе..покоит(?)ся выполняйте правило: не позволяйте себе расстраиват(?)ся (из)за пустяков которые следует пр..зирать и забыть. Помните что жизнь слишком коротка что(бы) ра..тра- чивать её на пустяки. (Д. Карнеги)
3. Озаглавьте текст.
4. К какому стилю и типу речи относится текст? Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которых вставляли пропущенные буквы.
6. Выпишите слова с Н-НН, объясните данную орфограмму
7. Выпишите слова с приставками на 3-С, объясните их правописание.
8. Выпишите краткое страдательное причастие, разберите его по составу
9. Обозначьте грамматические основы в сложных предложениях.
10. Первое предложение разберите по членам. Выпишите из него словосочетания разных типов. Главное слово обозначьте
Ответ: "Лесной великан"
2. К какому стилю и типу речи относится текст? Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
Ответ: Текст относится к описательному стилю и научно-популярному типу речи. Основные признаки: использование описания явлений природы, включение информации, представленной специалистами, использование метафор и сравнений (например, маленькие насекомые, которых можно раздавить двумя пальцами).
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которых вставляли пропущенные буквы.
Ответ:
- "гиган(т)ского" - морфемы "гигант" и "ского";
- "выс..дился" - знак препинания "троеточие", морфема "высадился";
- "(В)течении.." - буква "В", морфема "в";
- "постепе(н,нн)о" - буква "н", морфемы "постепенно" и "постепенной";
- "внутре(н,нн)юю" - буква "н", морфемы "внутреннюю" и "внутреннее";
- "не)прерывными" - буква "не", морфемы "непрерывными" и "прерывными";
- "которого (не) и(с,сс)ушали" - буква "не", морфемы "которого", "неподвижно" и "иссушали";
- "сражающегося" - морфема "сражающего" и суффикс "-ся";
- "бе..покойства" - знак препинания "две точки", морфема "без" и суффикс "-покойства";
- "ра..терзание" - знаки препинания "две точки", морфемы "раз" и "терзание";
- "бе..покоит(?)ся" - знаки препинания "две точки", "вопросительный знак", морфема "бепокоится".
4. Выпишите слова с Н-НН, объясните данную орфограмму.
Ответ:
- гиган(т)ского - здесь вместо "нн" стоит "т", потому что следующая буква "с" не произносится и не добавляется окончание;
- постепе(н,нн)о - вариант "нн" выбирается, так как после звука [е] стоит безударная согласная 'т', которая не теряет своего произношения, а значит, в слове требуется ударение на первом слоге;
- внутре(н,нн)юю - звук [н] в слове добавляется из-за приставки "внутре-", образуя безударный слог, поэтому выбирается "нн".
5. Выпишите слова с приставками на 3-С, объясните их правописание.
Ответ:
- создали - приставка "со-" (3-я степень) образует словообразовательный префикс "со-", который указывает на совершение действия вместе с другими людьми;
- подвергалось - приставка "под-" (3-я степень) образует словообразовательный префикс "под-", который указывает на положение внизу или ниже чего-либо;
- подтачивать - приставка "под-" (3-я степень) образует словообразовательный префикс "под-", который указывает на действие с целью делать что-то хуже или невозможным.
6. Выпишите краткое страдательное причастие, разберите его по составу.
Ответ: "сокрушали" - краткое страдательное причастие от глагола "сокрушать".
- "сокруш-" - корень слова;
- "-ал-" - суффикс причастия;
- "-и" - окончание множественного числа;
- В данном случае причастие образовано от несовершенного вида глагола.
7. Обозначьте грамматические основы в сложных предложениях.
Ответ:
- "На склоне горы покоятся останки гигантского дерева-великана." - грамматическая основа предложения: "покоятся останки гигантского дерева-великана";
- "Дерево наполовину выросло когда английские колонисты создали свои первые поселения в Северной Америке." - грамматическая основа предложения: "английские колонисты создали свои первые поселения в Северной Америке";
- "Однако в конце концов полчища мелких жучков стали подтачивать его." - грамматическая основа предложения: "полчища мелких жучков стали подтачивать его";
- "Насекомые прогрызли кору и постепенно сокрушали внутреннюю силу дерева своими незначительными, но не прерывными укусами." - грамматическая основа предложения: "назекомые прогрызли кору и постепенно сокрушали внутреннюю силу дерева своими незначительными, но не прерывными укусами".
8. Первое предложение разберите по членам. Выпишите из него словосочетания разных типов. Главное слово обозначьте.
Ответ:
- "На склоне горы" - существительное "склоне" образует определение для существительного "горы" (определительное словосочетание);
- "покоятся останки гигантского дерева-великана" - сказуемое предложения.
Словосочетания:
- "гигантского дерева-великана" - определение для существительного "останки";
- "На склоне горы" - обстоятельство места.
Главное слово: останки.