Прочитайте текст и выполните задания к нему. Лермонтовский Кавказ
Вдохновен..о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал об..тован..й землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не)возможно представить себе этот чудесный край (не)думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях на горных тропинках в Грузи.. или Дагестане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными пейзажами в..личествен..ной красотой Кавказа вы (не)вольно подумаете о том что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта… На всем Кавказе из..е..жен..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографии поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.
Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск это частица жизни поэта (на) веки запечатлён..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и в прозрачной лазур.. неба…
Задания к тексту:
1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, постановку знаков препинания.
2. Синтаксический разбор предложения: Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта.
3. Выпишите из текста на каждый тип связи(в 3 столбика)по 2 словосочетания. Укажите главное и зависимое слова, обозначьте части речи и грамматические средства связи слов.
4. Дополните каждый столбик 3 своими примерами.
Задание 1:
В таблицу для лучшего понимания будем вставлять пропущенные буквы, обозначив их многоточиями (...).
| Вставленные буквы | Орфограммы | Постановка знаков препинания |
|------------------|--------------|------------------------------|
| Вдохновенно | Воспетый | Давно уже стал |
| обитованный | миллионов | Невозможно, (не)думая |
| Не | везде | Неделикатным одеждиком |
| ущел...ях | вГрузии | (Не)волно, про...дания |
| недостаточно | (бы) | Влекут |
| переплетались | Лермонтовым | Частицы, (на)веки запечатленной|
| Снежа...сями | (на) | Синими н...ами |
Обоснование:
- В слове "вдохновенно" пропущена буква "о", что связано с пропуском знака мягкого знака или просто смысловой ошибкой.
- В слове "обитованный" пропущена буква "о", что является орфограммой, обусловленной ударением.
- В слове "миллионов" орфограмма указывает на две неправильные постановки знаков препинания после слова "обетованной".
- В слове "невозможно" пропущена буква "е", что является орфограммой, обусловленной иноязычным происхождением слова.
- В слове "неделикатным" пропущена буква "й", что является орфограммой, обусловленной подчеркнутым произношением.
Задание 2:
Синтаксический разбор предложения "Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта."
- Кавказ - подлежащее повествовательного придаточного предложения.
- вдохновенно воспетый Лермонтовым - причастный оборот, обстоятельство образа действия.
- давно уже стал землей обетованной - главное предложение, сказуемое.
Задание 3:
Выведем словосочетания, их главные и зависимые слова, а также указанные части речи и грамматические средства связи слов.
| Тип связи | Главное слово | Зависимое слово | Часть речи | Грамматические средства связи слов |
|------------------|------------------|------------------|---------------------|---------------------------------|
| Подчинительная | край | Кавказ | имя собственное | союз "о" |
| Приложение | творческой | биографии | имя существительное | предлог "к" с именительным падежом |
| Причинно-следственная| влечит | к себе | глагол | союз "к" |
| Приложение | этот уголок | земли | местоимение | предлог "к" с дательным падежом |
| Приложение | этот уголок | земли | местоимение | союз "и" |
| Союзническая | этот уголок | земли | местоимение | союз "и" |
| Подчинительная | Пятигорск | ми горам | имя собственное | союз "и" |
| Приложение | прозрачной | лазури | имя прилагательное | предлог "в" с творительным падежом |
Обоснование:
- В "все художники и музыканты" и "везде - даже в фильмах" употреблены союзы для дополнительных объяснений.
- В "одеждиком (зимним) и частенько даже хате (самостоятельного размышления)" употреблены союзы для дополнительных пояснений.
- В "любуясь красотой земли Кавказа" употреблен предлог "с" для обозначения причины.
- В "одеждиком (зимним) и частенько даже хате (самостоятельного размышления)" употреблены союзы для дополнительных пояснений.
Задание 4:
Дополним каждый столбик 3 своими примерами.
| Номер столбика | Дополнительные примеры |
|----------------|-----------------------------------------|
| 1 | загадочный, ожидаемый, кошмарный |
| 2 | красиво оформленное, интересное рассказанное, влияние сильно проявленное |
| 3 | река бежит, солнце светит, цветы распускаются |
| 4 | черная кошка, темный лес, грозовое небо |
Обоснование:
- Дополнение 1: В примерах "загадочный, ожидаемый, кошмарный" главное слово - "предмет" (имя прилагательное), а зависимые - "картина" (имя существительное).
- Дополнение 2: В примерах "красиво оформленное, интересно рассказанное, влияние сильно проявленное" главное слово - "фильм" (имя существительное), а зависимые - "рецензия" (имя существительное).
- Дополнение 3: В примерах "река бежит, солнце светит, цветы распускаются" главное слово - "природа" (имя существительное), а зависимые - "явление" (глагол).
- Дополнение 4: В примерах "черная кошка, темный лес, грозовое небо" главное слово - "гроза" (имя существительное), а зависимые - "описание" (имя существительное).
Таким образом, мы комплексно разобрали текст, выполнив все задания и составив дополнительные примеры, чтобы более ясно и подробно объяснить каждую часть задания школьнику.