Прочитайте текст и выполните задания A27-A29; B1-B8; C1.
(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят
свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд
самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию,
гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или
духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией
культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между
ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных
пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и
нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или
вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры,
сгоревшие книги, рукописи…
(9)Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание
понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его
месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину,
памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым,
по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей
исторической памяти. (12)Поэтому наша любовь к духовному наследию
своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и быть не
может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность
достижений общества в области науки искусства, то
закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове.
(17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык
сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа,
общества.
(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть
патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и
нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от
национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно
для человека как личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной
памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно
говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного
обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое
живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация
не может смириться с деградацией своего языка.
(По Л.И. Скворцову)
1.Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
1) Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти
народа.
2) Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы
частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.
3) Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами
защиты литературного языка.
4) Экология культуры – относительно молодая дисциплина.
2.Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль; рассуждение с элементами повествования
2) публицистический стиль; рассуждение
3) разговорный стиль; рассуждение
4) художественный стиль; рассуждение и описание
3.Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) глубокая, всепоглощающая воздействовать, активная
3) находящаяся в постоянном движении
4) настоящая, подлинная
4.Из предложений 18 – 23 выпишите прилагательное, употреблённое в роли
существительного.
5.Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью
РИМЫКАНИЕ.
6.ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.
Среди предложений 4 – 12 найдите сложные предложения, в состав
которых входят безличные предложения. Напишите номера этих
предложений в порядке возрастания.
7.Среди предложений 9 – 17 найдите сложные предложения с придаточным
условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
8.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Какие проблемы поднимает автор?
Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.
Отметьте не менее двух наиболее характерных для прочитанного
текста средств выразительности и объясните, с какой целью автор
использует их в тексте. Приведите примеры.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)