Прочитайте текст и выполните задания. [10] МЫ ОЦЕНИВАЕМ МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Понятие о ресурсообеспеченности. Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной прородных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Конечно, на показатель ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социальноэкономическим. Пример. Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн.т. условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить примерно на 350-400 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учётом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится во много раз. Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится той или иной их вид – к исчерпаемым (невозобновляемым и возобнавляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.
2. Минеральные ресурсы: достаточно ли их? Люди ещё в древности научились использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло своё выражение в названиях исторических периодов развития человеческой цивилизации, например, каменный век. В наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883-1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева. Тем не менее земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по велению людей в любом количестве может поставлять им сокровища земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. Во-вторых, мировые запасы отдельных их видов далеко не одинаковы (см. таблицу №1). Наконец, в-третьих, «аппетиты» человечества тоже всё время растут.
1) Выпишите из текста восклицательное и вопросительное предложение. Объясните, с какой целью автор использует их в тексте.
[2]
2) Выпишите из текста сравнение, объясните его роль в тексте.
[2]
3) Какую информацию текста иллюстрирует рисунок? Запишите ее. [1]
4) Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста. [1]
5) Определите тип и стиль текста, укажите их характерные черты
1) В первом пункте автор говорит о понятии ресурсообеспеченности и объясняет, что Земля обладает огромным разнообразием природных ресурсов, но эти ресурсы распределены неравномерно. Ресурсообеспеченность определяется соотношением между величиной природных ресурсов и их использованием. Наличие богатых или бедных ресурсами территорий влияет на показатель ресурсообеспеченности, но этот показатель также зависит от масштабов извлечения и потребления ресурсов. Автор приводит пример с общегеологическими запасами минерального топлива, которые оцениваются в 5,5 трлн. тонн условного топлива. Современный уровень добычи позволяет использовать эти запасы примерно на 350-400 лет, но если учесть доступность для извлечения и постоянный рост потребления, то сроки обеспеченности значительно сократятся. Основная мысль в этом пункте состоит в том, что ресурсообеспеченность зависит от богатства территории природными ресурсами, но также от масштабов их извлечения и потребления.
2) Во втором пункте автор говорит о минеральных ресурсах и утверждает, что их количество не бесконечно. Он приводит пример с использованием более 200 видов минеральных ресурсов, и указывает, что почти все они относятся к категории невозобновляемых. Мировые запасы всех видов ресурсов неодинаковы, и при этом потребление растет со временем. Основная мысль в этом пункте заключается в том, что минеральные ресурсы ограничены и их потребление растет.
Теперь перейдем к заданиям:
1) В тексте восклицательным предложением является предложение: "Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим."
Автор использует восклицательное предложение, чтобы подчеркнуть важность и необычность данного утверждения, что ресурсообеспеченность является социально-экономическим понятием, а не природным.
Вопросительным предложением является предложение: "Достаточно ли их?".
Автор использует вопросительное предложение, чтобы задать вопрос, усомниться в достаточности минеральных ресурсов.
2) В тексте сравнение не приводится.
3) Рисунка в тексте не представлено, поэтому ответом на этот вопрос будет "информация о рисунке отсутствует".
4) Предложение, в котором выражена основная мысль текста: "Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн.т. условного топлива."
5) Тип текста: учебно-научный (это объективное изложение определенной области знаний).
Стиль текста: научно-популярный (автор использует простые и понятные формулировки, приводит примеры и обозначает практическую значимость темы).