Прочитайте текст и выполните задания
(1)Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Дарий, покоритель многих стран, получил от скифов Причерноморья престранное письмо. (2)Вот, затрепетав крыльями, выпорхнула выпущенная на свободу птица... (З)Юркнула в траву пугливая мышь... (4)3ашлёпала в сторону лягушка... (б)Наконец послание завершил пучок стрел. (б)Не надо было долго ломать голову, чтобы понять его смысл. (7)В образной, предметной форме письмо скифов предлагало воинам Дария уйти подобру-поздорову: дескать, если вы не улетите, как птицы, не ускачете, подобно лягушкам, и не скроетесь, как мыши, то пеняйте на себя падёте под нашими стрелами. (8)В живом письме скифов птица, лягушка и мышь служили всего лишь символами. (9)Но история знает и таких животных, которые вполне самостоятельно справляются с ролью почтальонов, доставляя весточки нужному адресату. (10)Оказывается, что легче всего сделать исполнительными связистами птиц. (11) А чемпионом среди них по праву является домашний голубь. (12)Голубиная почта была известна ещё в древности. (13)Римские патриции* имели обыкновение, находясь в театре, держать птиц за пазухой, чтобы при необходимости переслать с ними поручение домашней прислуге. (14)Не только римляне, но и египтяне, и древние греки за много веков до нашей эры пользовались голубиной почтой. (15)Крылатые гонцы доставляли сообщения о стихий-ных бедствиях, военных победах и поражениях. (1б)Около десяти веков назад на территории нынешнего Ирана существовала целая сеть почтовых башен с голубями чем не телеграф! (17)В те времена хороший почтарь ценился наравне с чистокровным арабским скакуном. (По В. Краснопевцеву)
* Патриций аристократ в Древнем Риме (первоначально вообще коренной житель римского государства, не относящийся к низшим классам).
Задания:
1.Почему письмо скифов названо «живым»?. 2. Найдите в тексте фразеологические обороты и выпишите их. 3. Найдите в тексте словосочетание, которым автор называет голубей-почтальонов, и запишите его. 4. Из предложений 14-17 выпишите антонимы 5. Среди предложений 1-7 найдите слово с чередующейся гласной в корне и выпишите его. 6. Выпишите из текста слово(-а) с орфограммой правописание О и Ё после шипящих в
суффиксах. 7. Найдите в тексте краткое прилагательное и выпишите его.
8. Найдите в тексте имя прилагательное, приставка в котором обозначает высшую степень признака, и выпишите его. 9. Выпишите из текста все союзы. Определите, какие они, сочинительные или подчинительные. 10. Найдите в тексте глагол(-ы) в форме повелительного наклонения и выпишите его (их). 11. Выпишите из текста все деепричастия и определите их вид. 12. Выпишите из текста производный предлог. С каким падежом он употреблён? 13. Выпишите частицы. 14. Среди предложений 12-17 найдите предложения с однородными членами и перечислите их номера. 15. Определите стиль текста. 16. Определите тип текста.
17. Выпишите из текста все причастия.
2. Фразеологические обороты, которые можно найти в тексте:
- "получить письмо" (выражает получение сообщения)
- "затрепетать крыльями" (означает быстро вибрировать крыльями)
- "выпорхнуть на свободу" (выразительно описывает вылет птицы)
- "юркнуть в траву" (означает быстро убежать, спрятаться в траве)
- "шлепать в сторону" (выразительное описание движения лягушки)
- "ломать голову" (фраза, обозначающая размышление или замешательство)
- "падать под стрелами" (выражает поражение или уничтожение)
3. В тексте автор называет голубей-почтальонов "голубиная почта".
4. Антонимы, которые можно найти в предложениях 14-17:
- римляне - египтяне
- победы - поражения
- древние - нынешний
- существовать - не существовать
5. Слово с чередующейся гласной в корне из предложений 1-7: "улетите" (глагол "улететь").
6. Слово(-а) с орфограммой "О" и "Ё" после шипящих в суффиксах: "пышно" (прилагательное, суффикс "-о"), "вполне" (наречие, суффикс "-е").
7. Краткое прилагательное в тексте: "лишь" (указывает на незначительность или малое количество).
8. Имя прилагательное, с приставкой обозначающей высшую степень признака: "самостоятельно" (наречие, приставка "само-" обозначает высшую степень самостоятельности).
9. В тексте можно найти следующие союзы (подчеркнуты): "но", "и".
- Союз "но" является сочинительным союзом, указывает на противоположность или различие между предложениями.
- Союз "и" также сочинительный, служит для связи однородных членов предложения.
10. Глагол(-ы) в форме повелительного наклонения: "пеняйте" (глагол "пенять").
11. Деепричастия в тексте: "получив" (деепричастие настоящего времени, вид - совершенный), "оказывается" (деепричастие настоящего времени, вид - несовершенный).
12. Производный предлог из текста: "вполне" (с предлогом "в", падеж - предложный).
13. Частицы в тексте: "и" (соединяет слова, фразы и предложения), "не" (отрицательная частица).
14. Предложения с однородными членами: 12, 13, 14, 15, 16, 17.
15. Стиль текста: описательный, публицистический.
16. Тип текста: информативный, непублицистический.
17. Примеры причастий в тексте: "покоритель" (причастие настоящего времени, вид - совершенный), "держать" (причастие настоящего времени, вид - несовершенный).