Прочитайте текст и выполните задания. 1) Домой идти не хотелось. (2) На душе у Вольки кошки скребли, и старик почуял что-то неладное. (3) Конечно, он не подозревал, как подвёл Вольку. (4) Но было ясно, что мальчик чем-то недоволен и что виноват в этом не кто иной, как именно он, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. (5) Надо было развлечь Вольку, поскорее рассеять его дурное настроение.
(6) — Угодны ли твоему сер..цу о подобный луне ра(с, сс)казы о приключениях удивительных и необыкновенных? — лукаво осведомился он у насупившегося Вольки. (7) — Извес..на ли тебе, к примеру, история о трёх чёрных петухах багда(д,т)ского ц..рюльника и его хр..мом сыне? (8) А о медном верблюде с серебряным горбом? (9) А о вод..носе Ахмете и его волшебном ведре?
(10) Волька с..рдито пром..лчал но старик (не)смутился этим и торопливо загов..рил:
(11) — Да будет тебе известно о прекраснейший из учащихся средней школы что жил некогда в Багдаде иску(с,сс)ный ц..рюльник, по имени Селим, и были у него три петуха и хромой сын, по прозванию Бадья.
(12) И случилось так, что прох..дил мимо его лавки калиф Гарун-аль-Рашид… (13) Только знаеш.. что о внимательнейший из отроков: (не)присесть ли нам на бл..жайшую скам..ю, дабы твои мол..дые ноги (не)устали от х..ждения во время этой длинной и поучительной истории?
(14) Волька согл..сился: они уселись на бульваре в хол..дке, под сенью старой липы.
2. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.
1. Перепишите предложения 6—14 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
4. Среди слов предложений 1—5 найдите многозначное слово, имеющее переносное значение «поставить в затруднительное, неприятное положение». Поставьте его в начальную форму и запишите.
5. Найдите в предложениях 5—6 пары синонимов. Поставьте их в начальную форму и запишите.
6. Найдите в предложениях 2—4 и 9—11 пары антонимов. Поставьте их в начальную форму и запишите.
7. * Выпишите из текста устаревшие слова. Укажите их вид (историзмы, архаизмы) и лексическое значение.
8. * Выпишите из предложений 11—14 заимствованные слова: имена существительные нарицательные (не менее двух). Укажите их лексическое значение. Попробуйте указать, из каких языков пришли эти слова.
9. * Выпишите из предложений 1—4 фразеологизмы. Определите и запишите их лексическое значение.
10. * Среди слов предложений 11—13 найдите слово, имеющее омоним.

Stepka112 Stepka112    3   26.10.2020 09:22    287

Ответы
Vane12 Vane12  20.12.2023 22:38
Текст:
1) Домой идти не хотелось. (2) На душе у Вольки кошки скребли, и старик почуял что-то неладное. (3) Конечно, он не подозревал, как подвёл Вольку. (4) Но было ясно, что мальчик чем-то недоволен и что виноват в этом не кто иной, как именно он, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. (5) Надо было развлечь Вольку, поскорее рассеять его дурное настроение.
(6) — Угодны ли твоему сердцу подобные лунные рассказы о приключениях удивительных и необыкновенных? — лукаво осведомился он у насупившегося Вольки. (7) — Известна ли тебе, к примеру, история о трёх черных петухах багдадского царюльника и его хромом сыне? (8) А о медном верблюде с серебряным горбом? (9) А о водоносе Ахмете и его волшебном ведре?
(10) Волька сдержито промолчал, но старик не смутился этим и торопливо заговорил:
(11) — Да будет тебе известно, о прекраснейший из учащихся средней школы, который жил некогда в Багдаде искусный царюльник, по имени Селим, и были у него три петуха и хромой сын, по прозванию Бадья.
(12) И случилось так, что проходил мимо его лавки калиф Гарун-аль-Рашид… (13) Только знаешь что, о внимательнейший из отроков: (не)присесть ли нам на ближайшую скамью, дабы твои молодые ноги (не)устали от хождения во время этой длинной и поучительной истории?
(14) Волька согласился: они уселись на бульваре в холодке, под сенью старой липы.

Задание 1:
1) Домой идти не хотелось.
2) На душе у Вольки кошки скребли, и старик почуял что-то неладное.
3) Конечно, он не подозревал, как подвёл Вольку.
4) Но было ясно, что мальчик чем-то недоволен и что виноват в этом не кто иной, как именно он, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
5) Надо было развлечь Вольку, поскорее рассеять его дурное настроение.
6) — Угодны ли твоему сердцу подобные лунные рассказы о приключениях удивительных и необыкновенных? — лукаво осведомился он у насупившегося Вольки.
7) — Известна ли тебе, к примеру, история о трёх черных петухах багдадского царюльника и его хромом сыне?
8) А о медном верблюде с серебряным горбом?
9) А о водоносе Ахмете и его волшебном ведре?
10) Волька сдержито промолчал, но старик не смутился этим и торопливо заговорил:
11) — Да будет тебе известно, о прекраснейший из учащихся средней школы, который жил некогда в Багдаде искусный царюльник, по имени Селим, и были у него три петуха и хромой сын, по прозванию Бадья.
12) И случилось так, что проходил мимо его лавки калиф Гарун-аль-Рашид…
13) Только знаешь что, о внимательнейший из отроков: (не)присесть ли нам на ближайшую скамью, дабы твои молодые ноги (не)устали от хождения во время этой длинной и поучительной истории?
14) Волька согласился: они уселись на бульваре в холодке, под сенью старой липы.

Задание 2:
Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Название: "Волька и его волшебные приключения"

Задание 3:
Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
Стиль речи: художественный (литературный)

Задание 4:
Среди слов предложений 1—5 найдите многозначное слово, имеющее переносное значение «поставить в затруднительное, неприятное положение». Поставьте его в начальную форму и запишите.
Многозначное слово: подвёл
Начальная форма: подводить

Задание 5:
Найдите в предложениях 5—6 пары синонимов. Поставьте их в начальную форму и запишите.
Пары синонимов: развлечь - рассеять

Задание 6:
Найдите в предложениях 2—4 и 9—11 пары антонимов. Поставьте их в начальную форму и запишите.
Пары антонимов:
- на душе/старик;
- не подозревал/подвёл;
- хождения/неустали

Задание 7:
Выпишите из текста устаревшие слова. Укажите их вид (историзмы, архаизмы) и лексическое значение.
Устаревшие слова:
- царюльник (историзм) - мастер по изготовлению и ремонту ювелирных украшений.

Задание 8:
Выпишите из предложений 11—14 заимствованные слова: имена существительные нарицательные (не менее двух). Укажите их лексическое значение. Попробуйте указать, из каких языков пришли эти слова.
Заимствованные слова:
- калиф (арабского происхождения) - титул мусульманского правителя;
- лавка (греческого происхождения) - небольшой магазин или торговое помещение.

Задание 9:
Выпишите из предложений 1—4 фразеологизмы. Определите и запишите их лексическое значение.
Фразеологизмы:
- почуял что-то неладное - почувствовал, что что-то не так или необычное;
- надо развлечь (кого-то) - нужно разделить увлекательными или интересными занятиями;
- сдержито промолчал - молчал спокойно, не выпуская ни слова;
- согласился - согласился, соглашается.

Задание 10:
Среди слов предложений 11—13 найдите слово, имеющее омоним.
Слово с омонимом: известно.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык