Прочитайте текст и выполните задания. 1.Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. 2.Дорога шла по крутому берегу Яика. 3. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 4.За ними простирались киргизские степи. 5. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. 6. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. 7.Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. 8.Между тем начало смеркаться.9. Мы ехали довольно скоро. 10.«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. 11.«Недалече, — отвечал он. — Вон уж видна». 12.Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. 13.С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.14. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. 15.«Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. 16.У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою.17. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви. (Пушкин А.С)
Комплексный анализ текста
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип речи.
3. Среди предложений 1-7 укажите такое, которое связано с предыдущим при личного местоимения.
4. Среди предложений 7-14 найдите то, в котором есть распространённое приложение.
5. Какая форма речи присутствует в предложениях 10- 11., 14- 15.
6. Среди предложений 14-17 найдите такое, в котором есть составное именное сказуемое.
7. Укажите номера предложений, в которых есть согласованные определения, выраженные ПО.
8. Выпишите одно предложение, в котором используются ПО и ДО. Подчеркните обороты по синтаксической роли.
9. Укажите номера предложений, в которых более одной грамматической основы.
10. Выпишите из текста 5 слов, которыми можно проиллюстрировать разные орфографические правила.
Стиль текста – художественный, лирический.
2. Определите тип речи.
Тип речи – описательный.
3. Среди предложений 1-7 укажите такое, которое связано с предыдущим при использовании личного местоимения.
Предложение №7 связано с предыдущим при использовании личного местоимения "я".
4. Среди предложений 7-14 найдите то, в котором есть распространенное приложение.
Предложение №9 содержит распространенное приложение – "довольно скоро".
5. Какая форма речи присутствует в предложениях 10-11, 14-15.
В предложениях 10-11 и 14-15 присутствует прямая речь.
6. Среди предложений 14-17 найдите такое, в котором есть составное именное сказуемое.
Предложение №16 содержит составное именное сказуемое – "увидел я".
7. Укажите номера предложений, в которых есть согласованные определения, выраженные "ПО".
Предложения №12 и №13 содержат согласованные определения, выраженные "ПО" – "покрытых белым снегом" и "покрыты соломою".
8. Выпишите одно предложение, в котором используются "ПО" и "ДО". Подчеркните обороты по синтаксической роли.
Предложение №14: "Где же крепость?" — спросил я с удивлением.
9. Укажите номера предложений, в которых более одной грамматической основы.
В предложении №6 присутствует более одной грамматической основы: "Гарнизонная жизнь" и "мало имела".
10. Выпишите из текста 5 слов, которыми можно проиллюстрировать разные орфографические правила.
а) Белогорская (пример написания сложносокращенного прилагательного),
б) берегу (пример написания слова с мягким знаком),
в) предложении (пример написания слова с двойной буквой),
г) коменданту (пример написания слова с суффиксами -у/-ю),
д) опущенными (пример написания слова с удвоенной согласной).