Прочитайте текст. 1. Изучив в школьные годы «Горе от ума» «Евгения Онегина» мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам известны. 2. Очень опасное заблуждение. 3.Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого. 4. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать. 5. Читатель который общается с произведениями классиков испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 6.Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
7. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. 8. Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. 9.Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру.
(По И. Доризо).
Выпишите СПП. Подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных, составьте схемы, выпишите предложение, придаточную часть которого можно заменить причастным оборотом, запишите изменённое предложение.
СПП (субъект-предикат-предложение):
1. Изучив в школьные годы «Горе от ума» «Евгения Онегина»
2. мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам известны.
3. Очень опасное заблуждение.
4. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого.
5. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать.
6. Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.
7. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
8. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными.
9. Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание.
10. Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру.
Подчеркнем грамматические основы:
1. Изучив в школьные годы «Горе от ума» «Евгения Онегина» - деепричастный оборот
2. мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам известны - личные местоимения, глагол утверждаемся
3. Очень опасное заблуждение - прилагательное опасное
4. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого - местоимение оно, глагол мешает, прилагательное величайшие, существительные глубины, гения, постижению, причастие приблизиться
5. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать - существительное интеллект, глаголы читать, перечитывать
6. Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника - существительные читатель, произведения, классиков, ощущение, человечности, собеседника, который общается, прилагательное простой
7. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения! - наречие бездумно, местоимением мы, глагол лишаем, существительное наслаждения
8. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными - прилагательное бездумное, существительные чтение, параличу, вкуса, мышления, местоимения которые, каждого, нас, прилагательное самостоятельными
9. Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание - наречие иначе, существительные человек, пожизненное, духовное, прозябание
10. Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление - существительные борьба, самостоятельное, творческое, мышление
Определим вид придаточных:
1. Изучив в школьные годы «Горе от ума» «Евгения Онегина» - временной вид придаточного
4. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого - целевой вид придаточного
6. Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника - определительный вид придаточного
8. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными - причинный вид придаточного
10. Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление - согласительный вид придаточного
Составим схемы каждого предложения:
1. СП (СССФ, ПС)
2. С (С)
3. С (П)
4. СП (СП, ПССФ)
5. С (С)
6. СПС (С, СССФ)
7. СС (С, П)
8. СП (П, К)
9. С (СС, С, П)
10. СПС (С, ПС, ПС)
Выпишем предложение, придаточную часть которого можно заменить причастным оборотом:
6. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Изменим его с использованием причастного оборота:
6. Бездумно лишая себя этого наслаждения, мы порой испытываем разочарование.
Таким образом, ответ будет следующим:
Список предложений:
1. Изучив в школьные годы «Горе от ума» «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам известны.
2. Очень опасное заблуждение.
3. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого.
4. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать.
5. Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.
6. Бездумно лишая себя этого наслаждения, мы порой испытываем разочарование.
7. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными.
8. Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание.
9. Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру.
10. Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление является борьбой за истинную духовную культуру.