Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш».                                    Чернеет лес, теплом разбуженный,

                                   Весенней сыростью объят.

                                   А уж на ниточках жемчужины

                                   От ветра каждого дрожат.

                                   Бутонов круглые бубенчики

                                   Еще закрыты и плотны,

                                   Но солнце раскрывает венчики

                                   У колокольчиков весны.

                                   Природой бережно спеленутый,

                                   Завернутый в зеленый лист,

                                   Растет цветок в глуши нетронутой,

                                   Прохладен, хрупок и душист.

                                   Томится лес весною раннею,

                                   И всю счастливую тоску,

                                   И все свое благоухание

                                   Он отдал горькому цветку.

1) Найдите в тексте слова и выражения, использованные Маршаком вместо наименования «ландыш». Охарактеризуйте их, определите, когда используется метафорическое обозначение, когда – описательный оборот, а когда – обращение к родовому понятию вместо видового. Почему слово ландыш только вынесено в заглавие и не встречается в тексте стихотворения?

2) Прочитайте толкование слова ландыш в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова: «Травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками» и его ботаническое описание в книге «Лекарственные растения Центрального Черноземья»: «Многолетнее травянистое растение высотой 15–25 см с тонким ползучим корневищем. Надземная часть состоит из 2–3 прикорневых листьев и цветочной стрелки. Листья ярко-зеленые, продолговато-эллиптические. Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается рыхлой односторонней кистью из 6–20 цветков. Цветки белые, ароматные, шаровидно-колокольчатые, на дугообразно изогнутых цветоножках».

Сравните два описания. Чем они различаются? Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3) Обратите внимание на композицию стихотворения, на сходство в построении 1-го и 2-го четверостиший. Как такая композиция выражает авторскую мысль?

4) Как построено 3-е четверостишие? Чем осложнено это единственное составляющее строфу предложение? Какую смысловую нагрузку несет слово спеленутый, что оно характеризует? Какие еще эпитеты встречаются в этом четверостишии? Как вы думаете, почему в последней строке автором использованы прилагательные в краткой форме?

5) Сравните первое и последнее четверостишия. Каким в них предстает перед читателем лес? Что изменилось? Как вы понимаете выражение счастливая тоска? Почему состояние леса ранней весной названо именно так?

podlubnijp08ieo podlubnijp08ieo    2   02.03.2021 05:47    1

Другие вопросы по теме Русский язык