Прочитайте рассуждения известного филолога профессора С.Т. Ваймана о сущности эстетического воспитания. Согласны ли вы с мыслью ученого о том, что эстетическое воспитание представляет собой равноправный диалог учителя и ученика? В какой мере сказанное относится к педагогическому общению в целом? В поиске истины участвует не только прямая исследовательская мысль, но и рефлексия по поводу этой мысли. Прежде всего: мы имеем тут дело не с сезонной, разовой педагогической акцией, но с органическим и непрерывным делом жизни. Или так: с занятием пожизненным и повседневным. В сущности, люди тем только и занимаются, что эстетически друг друга воспитывают, — не облачаясь при этом в академические мантии и не подпирая свои действия авторитетными цитатами. Уже в первом приближении ситуация эта представляется достаточно глубокой, если не универсальной, поскольку захватывает «всего человека» — его установки, ориентации, принятые им критерии и т.п. Ежели угодно, эстетическое воспитание предполагает преодоление «эстетического» в педагогико-прикладном смысле. Например, оно не формирует непосредственно «чувства красоты», но возделывает «человеческую целостность», то есть создает почву, на которой произрастает также и к творческому переживанию красоты. Здесь возможна такая (естественно «хромающая») аналогия: развитие общей лингвистической культуры школьника или студента (изучение древнегреческого языка, латыни и т.д.) — почва, наиболее благоприятная для успешного штурма любого языка. В этом отношении эстетическое воспитание сродни искусству: оно ведь тоже движется от целого к части («целое раньше частей»), как бы окольными путями. Напомню: такова вообще природа воспитания. Эстетически обучить — значит передать человеку то, чего у него нет. Эстетически воспитать — значит пробудить к активной жизни исторически свернутые, тайные его ресурсы, скомпоновать и взлелеять такие «внутренние условия», которые позволили б ему родственно осваивать высшие ценности, восходить от восприимчивости к самодеятельности. «Целостный человек» именно внутренне свободен. Он — генератор собственной духовной и нравственной мощи, и потому действует без эстетической подсказки — с опорой на личный, уникальный опыт и с полным (скорее всего бессознательным) доверием к ассимилированной в нем «всеобщности». Коротко говоря, эстетическое воспитание — производство «целостного человека» из внутренних ресурсов вот этого, конкретного человека. Воспитатель — не дрессировщик с педагогическим хлыстом в руке, но изобретатель условий эстетическому самовозгоранию питомца.