Прочитайте отрывок из романа «Они сражались за Родину», Какие типы речи встретились вам в тексте? Какие изобразительные возможности языка художественной литературы использовал писатель в этом отрывке?
1) Любуясь после ночного дождя лесоОм, Стрельцов задумчиво сказал: «Красота-то какая, а?»
2) Лопахин покосился на приятеля, но ничего не ответил.
3) Стиснув зубы, устремив немигающий взгляд воспаленны глаз туда, где за меловым бугром правобережья бурой, зловещей тучей вставала пыль, он молча вслушивался в издавна² знакомые, грозные шумы большого наступления.
4) Лопахин тоже любил природу -и любил ее так, как толь ко мне может быть проведен "в тяжёлом труде под землёй.
5) Иногда даже в окопах, в короткие промежутки затишья, он успевал полюбоваться ею.
6) То белое,как лебедь, облако величественно проплывало в задымлен номтовом небе, то какой-нибуды полевой цветок доверчи во приютился на краю старой воронки; и казались они рядом с грудами мёртвой опалённой³ земли бессмертным в своей первобытной красоте...
7) Но сейчас Лопахин не видел ни пленительного очарования омытого дождём леса, ни печальной прелести доцветающего³ не-подалеку² шиповника.
8) Не видел ничего, кроме пыли, вздыб- ленной вражескими машинами, медленно тянувшейся на запад.
9) Там, на западе, в синеющих степях Придонья, полегли его убитые в боях товарищи, а далеко на западе остались родной город, семья, крохотный отцовский домик и чахлые клёны, посаженные руками отца, круглый год припудренные угольной пылью,жалкие на вид, но неизменно радовавшие глаз, когда по утрам они с отцом, бывало, уходили на шахту.
10) Всё, что было в жизни дорого и мило сердцу, все осталось там, под властью немцев ... (По М. Шолохову)
2. Выпишите сложные предложения с сочинительной связью, выпол- те их синтаксический разбор и объясните знаки препинания.
3. Укажите значения СОЧинительных союзов в тексте. Какие из них будут иметь омонимы?
4. Какой сочинительный союз является средством связи двух грамматических основ в предложении 9? Каково его значение? Назовите ещё Виды сложных предложения, которые вам встретились в предложении 9.
5. Выделите грамматическую основу предложения 8? 1) ничего не видел 2) не видел пыли 3) не видел
6. В каком предложении есть составное иитенное оказуемое 1) 6 2) 7 3) 10
7 Определите вид связи в словосочетаниях любуясь лесом, задумчиво сказал за меловым, бугром, грозные шумы, годы жизни, промежутоки затишья, во фронтовом небе, своей красоте. Какие из них МОжно заменить синонимичными словосочетаниями с другим видом связи.
8. Определите лексическое значение слова красота в предложении 1. Какие контекстуальные синонимы можно подобрать к этому слову?
9. Почему Лопахин не замечал красоты, очарования природы, которые видел Стрельцов? Подберите аргументы из текста. Свой ответ оформите в виде сочинения. Подумайте, какой тип и стиль речи вы будете использовать.
Стр 148
РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС