Прочитайте отрывок из размышлений Д. А. Гранина о создании образа учёного в со-
временной литературе. Определите тему и проблему текста. Запишите вопрос, ответом
на который может быть этот текст. Запишите свой ответ на проблемный вопрос Вы-
пишите слова, которые отражают позицию автора, Сравните собственный ответ с ав-
торским. Напишите небольшое рассуждение, сопоставляя точку зрения автора и ваше
мнение. Выполните задания после текста.
Мир учёных не есть какой-то особый мир избранных людей,
через него наглядно выявляется творческая сущность человека.
Учёный, будь он большой или малый, — это борец, стремящий-
ся создать новое, одолевающий старые догмы, человек, кото-
рый живёт в завтрашнем дне. В его деятельности, может быть,
внешне невыразительной, существует богатейший спектр
чувств, взлёты и неудачи, приключения, мысли, поиски тай-
ны. Конечно, трудно раскрыть эту внутреннюю жизнь духа, не
упрощая, не вульгаризируя, сделать её понятной, близкой чи-
тателю. Особенно трудно это сегодня, когда учёный, любой на-
учный сотрудник работает в большом коллективе, когда он со-
вершает малую часть работы, связанную с большой проблемой.
Но, изображая коллектив в целом, всё-таки главное внимание
литература уделяет личности: какая бы ни была коллектив-
ность в работе, ценность личности, таланта остаётся прежней,
ведь сам акт творчества остаётся индивидуальным, открытие
происходит в мозгу одного человека.
Наше восхищение, связанное с техническим прогрессом,
с возможностями и размахом современной науки, мы невольно
переносим на её творцов. Мы не хотим замечать ограниченно-
сти узких специалистов, подчас их бескультурья, делячества,
явлений, связанных с погоней за званиями, степенями, с борь-
бой честолюбия и тщеславия.
Разумеется, учёному не обязательно увлекаться поэзией, му-
зыкой или живописью, он вполне может ограничить себя тен-
нисом или альпинизмом. Возможно, учёный, не знающий ни
истории, ни живописи, будет хорошим учёным, однако это
справедливо, пока мы рассматриваем его изолированно. Ког-
да мы берём его не как учёного, а как личность, во взаимо-
действии с людьми, тут требуются иные оценки. Нравствен-
ные критерии общения требуют развития совести, души и ду-
мания.
на который может быть этот текст. Запишите свой ответ на проблемный вопрос Вы-
пишите слова, которые отражают позицию автора, Сравните собственный ответ с ав-
торским. Напишите небольшое рассуждение, сопоставляя точ с ав-
торским. Напишите небольшое рассуждение, сопоставляя точку зрения автора и ваше
мнение. Выполниим. Напишите небольшое рассуждение, сопоставляя точку зрения автора и ваше
мнение. Выполните задания после текста.
Мир учёных не есть какой-то особый мир избранных людей,
через него наглядно выявляется творческая сущность человека.
Учёный, будь он большой ил