Прочитайте отрывок из повести Льва Николаевича Толстого «Детство».
1. Обратите внимание на речь автора: какой образ создаётся при чтении этого текста? (охарактеризуйте мальчика, при ответе используйте цитаты)
Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на лучшее счастье. Вспомнишь, бывало, о Карле Ивановиче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастья. Дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом.
2. Как вы думаете, сколько лет герою-рассказчику? Почему он плачет? Вам понятны его чувства? (Дайте развернутый ответ).
3. К какому типу речи и стилю можно отнести этот отрывок?
4. Посмотрите, КАК построено повествование: найдите главные члены предложения. Почему в большинстве из них нет подлежащего? Какое впечатление производит текст, где рассказчик говорит не от первого лица?
2. Герою-рассказчику, вероятно, около шести-семи лет. Он плачет, потому что его сильно трогают страдания других людей, например, Карла Ивановича. Он также плачет из-за счастливых, но неуловимых мыслей и мечтаний, которые переплетаются у него в голове. Его чувства понятны, потому что мальчик выражает эмоции, связанные с состраданием и надеждой на лучшее.
3. Этот отрывок можно отнести к художественному стилю и прямой речи. Художественный стиль характеризуется использованием разнообразных литературных приёмов, таких как повествование, описания, внутренние монологи и т. д. Прямая речь в данном случае используется для передачи мыслей и чувств самого героя.
4. Повествование в этом тексте построено с использованием длинных предложений, состоящих из нескольких частей. Главные члены предложений в данном случае могут быть обозначены как подлежащие (мысли, чувства, действия), которые показывают, о чём рассказывает герой. В большинстве предложений отсутствует явное указание на подлежащее, но это достигается для создания эффекта автобиографической речи и передачи внутренних переживаний героя. Такое повествование производит впечатление близости и доверия, так как рассказчик открывает читателю свои мысли и чувства. Он не использует формальное объективное повествование, а скорее делится своими личными переживаниями и эмоциями, создавая ощущение близости и интимности.