Прочитайте отрывки из детских стихотворений поэта саши чёрного. спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. 1) катякатенькакатюшка ул..жила спать игрушки куклу бе..в..лосую с..бачку бе..носую л..шадку бе..ногую и к..ровку бе..рогую всех в к..мок в старый мам..н 2) на дворе моро.. в поле плач..т волки снег крыльц.. занёс выб..лил все 2. используя данные тексты, примеры орфо грамм, связанных с написанием морфем (корней, суф фиксов, приставок и окончаний). 3. слова с пропущенными буквами в корне сгруппируйте по орфограмм, дополните запись двумятремя своими примерами. 4. составьте схему первого предложения, в тексте подчерк ните его грамматическую основу. 5. объясните постановку знаков препинания в обоих отрыв ках, подчёркивая однородные члены предложения.
1) Катя, Катенька, Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок...
2) На дворе мороз,
В поле плачут волки,
Снег крыльцо занёс,
Выбелил все ёлки...
2) Примеры орфограмм, связанных с написанием морфем (корней, суффиксов, приставок и окончаний):
- Чередующая гласная в корне лож/лаж: уложила.
- Безударная гласная в корне: собачку, лошадку, коровку, комок, выбелил.
- Парный согласный в корне слова: мороз.
- Приставки на -З и -С: безволосую, безносую, безногую, безрогую.
- Суффикс -ИН- в притяжательных прилагательных: мамин.
- Правописание окончаний: плачут (1 спр., 3 лицо, мн.ч.).
- Гласные -О, - Е после Ц в окончаниях: крыльцо́.
3. Слова с пропущенными буквами в корне сгруппируйте по
видам орфограмм, дополните запись двумя-тремя своими
примерами.
Чередующая гласная: уложила - улаживать (лож/лаж), избирать - изберу (бер-бир), разжечь - разжигать (жег-жига).
Безударная гласная в корне: соба́чку (словарное слово), лоша́дку (ло́шадь), коро́вку (словарное слово), комо́к (ком), вы́белил (бе́лый), вода́ (во́ды), бежа́л (бег).
Парный согласный в корне слова: мороз (мороза), гриб (грибы), ложка (ложек).
Приставки на -З и -С: безволосую, безносую, безногую, безрогую, рассвет, разбор.
Суффикс -ИН- в притяжательных прилагательных: мамин, папин, тётушкин.
Безударные окончания у глаголов: плачут (1 спр., 3 лицо, мн.ч.), ходишь (2 спр., 2 лицо, ед.ч.), шепчут (1 спр., 3 лицо, мн.ч.).
Гласные -О, - Е после Ц в окончаниях: крыльцо́, кольцо́, зе́ркальце.
4. Составьте схему первого предложения, в тексте подчеркните его грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
Катя, Катенька, Катюшка |подлежащее
Уложила спать (=) игрушки: | сказуемое
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок...
СХЕМА: [ _ = ОС: О, О, О и О].
ОС - обобщающее слово
О - однородные дополнения _ _ _ (выделены курсивом)
Двоеточие ставится после обобщающего слова ИГРУШКИ перед однородными дополнениями, после которых ставим тире - перед обобщающим словом ВСЕХ. Запятые разделяют однородные дополнения, связанные бессоюзно.
4. Пунктуация
[На дворе мороз], (1)
[В поле плачут (=) волки], (2)
[Снег крыльцо занёс (=), (3)
Выбелил (=) все ёлки]...
Запятые (1), (2) ставятся между простыми предложениями в сложносочинённом. Запятая (3) ставится между однородными сказуемыми [занёс, выбелил], которые связаны бессоюзно.