Прочитайте фрагмент речи П.Л.Капицы «Профессор и студент». 1) Сформулируйте тезис, который доказывает автор.
2) Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство, и определите их вид.
3) Определите метод изложения информации.
...Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.
Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле...
..Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будите относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому при как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения — учить не только студентов, но учить и самих профессоров, и преподавателей.
Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, а это тоже творчески мыслить.
И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.
Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз — это вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.
1) Сформулируйте тезис, который доказывает автор.
Тезис – это основная мысль, утверждение, которое автор хочет донести или подтвердить. Давайте внимательно прочитаем фрагмент речи и попытаемся сформулировать главный тезис. Он звучит следующим образом: "Молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью, чтобы развиваться в широком плане так же, как и их ученики."
2) Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство, и определите их вид.
Аргументы – это факты или утверждения, которые используются для подтверждения тезиса. В данном фрагменте речи могут быть выделены следующие аргументы:
2.1) Аргумент: Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам.
Определение: Чтобы быть хорошим преподавателем, ученый должен продолжать обучение и развитие, чтобы быть в курсе последних исследований и новых идей в своей области.
2.2) Аргумент: Студенты знают вопросы физики шире, чем преподаватель.
Определение: Так как студенты изучают широкий курс физики, они могут привнести новые идеи и подходы к проблемам, о которых преподаватель не задумывался.
2.3) Аргумент: Занятие с студентами стимулирует мышление преподавателя.
Определение: Возникающие вопросы и беседы со студентами после лекций помогают преподавателю переосмыслить и углубить свои знания, привнося новые идеи.
3) Определите метод изложения информации.
Метод изложения информации - это способ, которым автор представляет свои мысли и аргументы. В данном фрагменте информация излагается в форме анализа и рассуждений. Автор объясняет свои мысли, приводит примеры и делает выводы на основе логического рассуждения.
Таким образом, мы проанализировали фрагмент речи П.Л.Капицы и ответили на все поставленные вопросы. П.Л.Капица доказывает, что молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью, чтобы развиваться не только как ученые, но и как преподаватели. Для подтверждения своего тезиса, он приводит аргументы, такие как важность самообучения для профессоров, привлечение новых идей и подходов студентов и развитие мышления через обучение другим. Все это, по словам автора, сделает высшее учебное заведение лучше и поможет развивать таланты и студентов и преподавателей.