Прочитайте басню И.И. Хемницера «Лев, учредивший совет». Выпишите из басни риторические во В каком из них содержится отрицание, а в каком – утверждение? С какой целью, по вашему мнению, И.И. Хемницер употребляет в басне «Лев, учредивший совет» риторические во Кого имеет в виду автор в образе льва, слонов, ослов? Какое явление подвергает осмеянию И.И. Хемницер?
Лев учредил совет какой-то, неизвестно,
И, посадя в совет сочленами слонов,
Большую часть прибавил к ним ослов.
Хотя слонам сидеть с ослами и невместно,
Но лев не мог того числа слонов набрать,
Какому прямо надлежало
В совете этом заседать.
Ну, что ж? пускай числа всего бы недостало,
Ведь это б не мешало
Дела производить.
Нет, как же? а устав ужли переступить?
Хоть будь глупцы судьи, лишь счетом бы их стало.
А сверх того, как лев совет сей учреждал,
Он вот как полагал
И льстился:
Ужли и впрямь, что ум слонов
На ум не наведет ослов?
Однако, как совет открылся,
Дела совсем другим порядком потекли:
Ослы слонов с ума свели.
Риторические вопросы в данной басне следующие:
1) "Вот как полагал и льстился: Ужли и впрямь, что ум слонов На ум не наведет ослов?"
2) "Нет, как же? а устав ужли переступить?"
3) "Какому прямо надлежало В совете этом заседать?"
В каждом из этих вопросов можно обнаружить различную функцию, в зависимости от контекста, в котором они используются.
В первом вопросе автор риторически обращается к самому себе или к читателю с вопросом, неужели слоны, которые считаются умными, не догадаются о том, что ослы могут иметь какие-то идеи или предложения. Такой вопрос намекает на то, что автор саркастически подходит к поведению льва и его предположениям о том, что слоны будут "за" предложениям ослов.
Во втором вопросе автор задает риторический вопрос с целью подчеркнуть неправильность пересекания устава (правил) совета. Это вызывает размышления о том, должен ли ослу быть место в совете, и подчеркивает безумие решений и действий льва.
В третьем вопросе риторический вопрос используется для выражения иронии или сарказма. Автор задает его, чтобы подчеркнуть нелогичность и бессмысленность принципа набора слонов в совет, поскольку это противоречит их натуре и поведению.
Автор в данной басне использует различные животных (льва, слонов, ослов) в качестве символов-атрибутов, чтобы передать свое осмысленное наблюдение или критику средствами литературы.
Образ льва в данной басне олицетворяет власть или правительственный авторитет. Лев принимает решение учредить совет для принятия важных дел, чтобы объединить различные мнения и сочетать разные точки зрения. Однако, автор через осмеяние льва указывает на глупость его решения: объединение таких разных существ в совете (сочлями слонами и ослами) только усугубляет ситуацию и парализует процесс принятия решений.
Слонов автор использует как символ умных и самонадеянных людей, которые исключают возможность появления новых идей от других, считая их неполноценными или недостаточно умными.
Ослы в данной басне представлены как простые люди или те, кто имеет меньше влияния или возможностей, но может иметь свои собственные ценные идеи или предложения. Отрицание участия ослов в совете подразумевает, что только "важные" и "умные" люди имеют право на принятие решений.
Главным явлением, которое И.И. Хемницер подвергает осмеянию в данной басне, является бессмысленность и неправильность принципа образования совета, который объединяет разных представителей общества, что в конце концов нарушает эффективность и адекватность принимаемых решений.