Проанализируйте, какими языковыми средствами достигается речевое воздействие в риторическом жанре. Для этого придумайте ответы на приведенные ниже вопросы. При этом ваш ответ должен быть фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки. Опишите, какими именно языковыми средствами вы пользовались, формируя риторический жанр. 1. Можно ли перевозить в пассажирском автобусе козу?
2. Могу ли я сдать лекарство в аптеку, так врач отменил назначение препарата?
3. Я не являюсь клиентом вашего банка. Могу ли я через ваш банк отправить денежный перевод в Ближнее зарубежье?
4. Наш преподаватель требует, чтобы студенты не ходили на его занятия в спортивных костюмах. Может ли он по этой причине не пускать студентов на занятие по «Информатике»?
Сегодня я выступаю в роли школьного учителя и отвечу на ваш вопрос, анализируя языковые средства риторического жанра в официальных документах. Для этого я приведу примеры фрагментов из таких документов и объясню, какими языковыми средствами достигается речевое воздействие.
1. В объявлении о правилах перевозки пассажиров в пассажирском автобусе может быть следующий ответ: "Перевозка животных в пассажирском автобусе запрещена согласно главе 3 пункта 5 правил дорожного движения". Здесь используется следующие языковые средства:
- Аргументация: упоминание конкретного пункта правил дорожного движения, что подчеркивает официальность запрета.
- Авторитет: ссылка на главу и пункт правил дорожного движения указывает на авторитет и надежность документа.
2. В инструкции о сдаче лекарств в аптеку при отмене назначения препарата врачем может быть написано следующее: "Лекарство, отозванное врачом, можно сдать в аптеку только в том случае, если препарат был приобретен в этой аптеке и хранение препарата соответствует правилам". В этом примере используются следующие языковые средства:
- Условие: указание на условие, что лекарство должно быть приобретено в данной аптеке, позволяет организации контролировать процесс сдачи.
- Акцентирование: слова "только" и "если" подчеркивают ограничения и требования к процессу сдачи лекарств.
3. В справке о возможности отправки денежного перевода через банк независимо от того, является ли человек клиентом этого банка, может быть следующий ответ: "В нашем банке вы можете осуществить денежный перевод в Ближнее зарубежье независимо от того, являетесь ли вы нашим клиентом или нет. Для этого следует заполнить соответствующую заявку". Здесь мы видим следующие языковые средства:
- Эмоциональное воздействие: охарактеризовано фраза "независимо от того". Отказ от требования о статусе клиента помогает создать уверенность и привлечь публику.
- Инструкция: указание на необходимость заполнить заявку для осуществления перевода является формальным и точным.
4. В учебных материалах в качестве примера для риторического воздействия может быть написано: "Студенты обязаны приходить на все занятия в одежде, соответствующей учебной среде. Это в необходимости почитать преподавательский авторитет и создать атмосферу учебной дисциплины". Здесь используются следующие языковые средства:
- Упоминание преподавательского авторитета: фраза "почитать преподавательский авторитет" помогает положиться на решение и мотивировать студентов следовать требованиям.
- Аргументация: ссылка на необходимость создания атмосферы учебной дисциплины указывает на значимость правила.
Надеюсь, что эти примеры помогут вам лучше понять, как языковые средства использованы в официальных документах для достижения речевого воздействия. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, я с удовольствием на них отвечу.