Природа и человек в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Ход урока
- Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".
- Какую можем поставить перед собой цель? Вспомним слова Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Что мы можем с вами предположить?
- Человек и природа взаимосвязаны.
- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши?
- Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота
- Какую роль в развитии событий играет данный эпизод?
Только ли с описания Ели и Сосны начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С описания с описания восхода солнца)
- Какое впечатление производит на вас эта картина природы?
- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)- Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
Митраша:
Нам надо по этой тропе, на север
Настя:
Это не тропа
Митраша:
Вот еще, люди шли, - значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше
Настя:
Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
Митраша:
Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя:
Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша:
Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.
- Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории?
- Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти?
- Какой смысл вкладывает автор в слова «кладовая солнца»? Что же это такое «кладовая солнца»?
- Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства.(Природа здесь добрая, она тоже людям, переживает за них. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы)
- Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
- Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название "Кладовая солнца"?
- Значит самая главная кладовая солнца - это понимание того, что человек и природа - это единое целое. И человек и природа имеют живую душу.
СОР Цель обучения 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя Критерий оценивания Обучающийся Выделяет основные характеристики литературного героя
Уровень мыслительных навыков Навык высокого порядка
Задание. Выпишите примеры и средства создания образа траши из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Приемы и средства создания образ- персонажа. Примеры из текста.
1. Внешний вид
2. Речь
3. Поведение, поступки героя
4. Отзывы о герое других действующих лиц
Дескрипторы Обучающийся
— находит примеры описания внешности героя 2б
— находит примеры речи героя 2б
— находит примеры поступков героя 2б
— находит примеры отзывов о герое других персонажей 2б
Всего – 8б.