Самые распространенные запреты и суеверия связаны у казахов с рождением ребенка в семье. К примеру, у нас не принято покупать ребенку одежду, игрушки и другие принадлежности до его рождения. Считается плохой приметой увидеть ребенка до истечения сорока дней, а после сороковин, если вас пригласят на смотрины малыша, не принято громко восхищаться ребенком и расхваливать его внешний вид. А чтобы ребенка ненароком не сглазили, на лоб ему мажут сажу или цепляют на одежду маленькую булавку. К слову, подтверждением того, что ребенка, умершего в младенчестве, сглазили, могут служить темные полосы на его спине, проявляющиеся после смерти. Так говорят видавшие виды целители.
Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, cовершали целый обряд: шейную кость барана, забитого на шильдехана (пиршество в честь новорожденного), отваривали, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку и вешали на недоступное место.
Помнится также, что старики сердито одергивали старших детей, если те играли с пустой коляской или колыбелью ребенка - бесiком. Объяснения этому странному запрету многие до сих пор не знают.
Другие суеверия связаны с рождением только лишь девочек: если такое случилось несколько раз подряд, последнюю из девочек нарекали мужским именем - например, Улболсын (пусть будет мальчик) или Ултуар (да будет мальчик). Если же и после этого рождались особы женского пола, девочек продолжали называть мужскими именами.
ПИЩА
Гостеприимство - важная черта казахского народа. Поэтому большинство примет и суеверий связано с приемом пищи и гостей. Входя в дом казаха, любой гость должен был обязательно преломить кусочек хлеба, испить чашку чая. А за чаем могло последовать и более серьезное угощение. Не принято было подавать еду в треснувшей посуде - это означало, что к пище мог прикладываться сам шайтан. В доме не принято было греметь пустой посудой, так из дома могли уйти благополучие и счастье. Нельзя также спрашивать человека, хочет ли он есть.
Если хозяин лично должен был встречать гостей у двери, то, провожая их, он ни в коем случае не должен был прикасаться к дверной ручке - иначе достаток и покой могли покинуть дом вместе с гостями. Причем, уходя из дома, нельзя было хлопать дверями. Не принято также стоять на пороге, подпирать косяк двери или растягивать его руками. Издавна под порогом хранили прах умерших родственников, и беспокоить их мир означало навлекать на себя беду. Входя в чужой дом поздним вечером, принято было говорить: “Кеш жарык”, а не “Ассаламалейкум”: якобы это связано с тем, что в дом мог зайти шайтан и усесться на почетное место. И чтобы отличить черта от человека, было принято делать различия в приветствии. С шайтаном, к слову, также связано множество примет. Например, нельзя было оставлять на ночь незакрытой пищу, иначе ее мог попробовать шайтан. По законам степного гостеприимства, вновь поселившихся поблизости соседей было принято звать в гости на ерулiк. Не позовешь на ерулiк - откажешь себе и своей семье в достатке.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Казахи издавна старались соблюдать правило: никогда не смеяться над убогими, больными, нищими и калеками. Нельзя было и высокомерно отзываться о чьих-то несчастьях - считалось, что смеявшийся или глумящийся над чужим горем человек будет утоплен в озере либо погребен в золе. Или, прожив тяжкую жизнь, умрет под забором. Про чересчур расшумевшегося ребенка старшие говорили: коп ойнаган, бiр жылар. Детей, которые любили озоровать, с отцами, матери часто предупреждали: “Жылагысы келген бала атасынын сакалымен ойнайды” (“Ребенок, желающий поплакать, играет с бородой отца”).
У взрослых тоже хватало запретов. Нельзя было начинать дела во вторник - они могли длиться долго. Самым удачным днем недели для казахов считалась среда. Любые начинания, а также прием пищи нужно было делать правой рукой.
Нельзя было стричь ногти на ночь - это делали только покойникам, так как хоронить умершего раньше было принято до заката.
вот надеюсь
Объяснение:
Самые распространенные запреты и суеверия связаны у казахов с рождением ребенка в семье. К примеру, у нас не принято покупать ребенку одежду, игрушки и другие принадлежности до его рождения. Считается плохой приметой увидеть ребенка до истечения сорока дней, а после сороковин, если вас пригласят на смотрины малыша, не принято громко восхищаться ребенком и расхваливать его внешний вид. А чтобы ребенка ненароком не сглазили, на лоб ему мажут сажу или цепляют на одежду маленькую булавку. К слову, подтверждением того, что ребенка, умершего в младенчестве, сглазили, могут служить темные полосы на его спине, проявляющиеся после смерти. Так говорят видавшие виды целители.
Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, cовершали целый обряд: шейную кость барана, забитого на шильдехана (пиршество в честь новорожденного), отваривали, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку и вешали на недоступное место.
Помнится также, что старики сердито одергивали старших детей, если те играли с пустой коляской или колыбелью ребенка - бесiком. Объяснения этому странному запрету многие до сих пор не знают.
Другие суеверия связаны с рождением только лишь девочек: если такое случилось несколько раз подряд, последнюю из девочек нарекали мужским именем - например, Улболсын (пусть будет мальчик) или Ултуар (да будет мальчик). Если же и после этого рождались особы женского пола, девочек продолжали называть мужскими именами.
ПИЩА
Гостеприимство - важная черта казахского народа. Поэтому большинство примет и суеверий связано с приемом пищи и гостей. Входя в дом казаха, любой гость должен был обязательно преломить кусочек хлеба, испить чашку чая. А за чаем могло последовать и более серьезное угощение. Не принято было подавать еду в треснувшей посуде - это означало, что к пище мог прикладываться сам шайтан. В доме не принято было греметь пустой посудой, так из дома могли уйти благополучие и счастье. Нельзя также спрашивать человека, хочет ли он есть.
Если хозяин лично должен был встречать гостей у двери, то, провожая их, он ни в коем случае не должен был прикасаться к дверной ручке - иначе достаток и покой могли покинуть дом вместе с гостями. Причем, уходя из дома, нельзя было хлопать дверями. Не принято также стоять на пороге, подпирать косяк двери или растягивать его руками. Издавна под порогом хранили прах умерших родственников, и беспокоить их мир означало навлекать на себя беду. Входя в чужой дом поздним вечером, принято было говорить: “Кеш жарык”, а не “Ассаламалейкум”: якобы это связано с тем, что в дом мог зайти шайтан и усесться на почетное место. И чтобы отличить черта от человека, было принято делать различия в приветствии. С шайтаном, к слову, также связано множество примет. Например, нельзя было оставлять на ночь незакрытой пищу, иначе ее мог попробовать шайтан. По законам степного гостеприимства, вновь поселившихся поблизости соседей было принято звать в гости на ерулiк. Не позовешь на ерулiк - откажешь себе и своей семье в достатке.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Казахи издавна старались соблюдать правило: никогда не смеяться над убогими, больными, нищими и калеками. Нельзя было и высокомерно отзываться о чьих-то несчастьях - считалось, что смеявшийся или глумящийся над чужим горем человек будет утоплен в озере либо погребен в золе. Или, прожив тяжкую жизнь, умрет под забором. Про чересчур расшумевшегося ребенка старшие говорили: коп ойнаган, бiр жылар. Детей, которые любили озоровать, с отцами, матери часто предупреждали: “Жылагысы келген бала атасынын сакалымен ойнайды” (“Ребенок, желающий поплакать, играет с бородой отца”).
У взрослых тоже хватало запретов. Нельзя было начинать дела во вторник - они могли длиться долго. Самым удачным днем недели для казахов считалась среда. Любые начинания, а также прием пищи нужно было делать правой рукой.
Нельзя было стричь ногти на ночь - это делали только покойникам, так как хоронить умершего раньше было принято до заката.