Примеры из , . когда л.н.толстой обрушил свой гнев на пустое «искусство ради искусства» и в пылу идеологической полемики сгоряча отнес к искусству такого рода пейзажную живопись, и.е.репин, возражая, решительно опроверг его. пейзажи дороги нам не только потому, считал он, что верно изображают природу, но и потому, что в них отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. действительно, лучшие отечественные художники-пейзажисты своим творчеством опровергли точку зрения толстого. кто может усомниться, что со времен ф.а.васильева пейзаж будит в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым человеку стать, по словам и.н.крамского, «лучше, добрее, здоровее»! а разве не здесь дышит настоящее мастерство и разве не в этом состоит главная цель искусства? рядом с чутким к изменчивым настроениям природы васильевым творил его учитель и.и.шишкин. оба художника по-разному проявили свое «личное отношение» к природе, и каждый выразил собственное понимание ее красоты, которое со всей полнотой воплотилось в творчестве. «шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал крамской. – я думаю, что он единственный у нас человек, знающий пейзаж. причем знающий его самым ученым образом». картины шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. его ясные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих рощ, шумных дубравах и бескрайних полей с клонящейся под ветром спелой рожью. в своих рассказах шишкин не упускал ни одной подробности. мы можем только удивляться той верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зеленой траве-мураве… да, в его медленном, неторопливом и ясном повествовании почти не проявилось то, что крамской образно называл «стрункой души, которая могла бы обращаться в песню». трудолюбивый шишкин был прозаиком пейзажа, васильев, чуткий и лиричный, стал его поэтом. при этом искусство каждого из них никогда нельзя было назвать «пустым и бессодержательным», каждый из авторов по-своему передавал любовь к родной земле. творчество каждого из них в полной мере подтвердило правоту репина и ошибочность позиции толстого.
Л.Н. Толстой, безусловно, - величайшая фигура в русской литературе. Известно его бережное отношение ко всему настоящему, к простому. А что может быть проще и лучше природы.
Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты. Глядя на картины И. Крамского, И. Шишкина, И.Репина и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.
Уверена, что Толстой и не думал обидеть кого бы то ни было своим замечанием о пустом "искусстве ради искусства", тем более сам Илья Репин отмечает, что сказано это было "в пылу идеологической полемики". Уж очень много было тогда, да и сейчас художников-однодневок, которые под искусством скрывали свои амбиция. А Толстой, как известно, не терпел фальши.
Сегодня, перед лицом искусства отметим творчество художников-передвижников, которые воспевали красоту неброской русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы России. Так описывать природу мог только истинно любящий Родину человек!