Примерные тестовые задания для текущего контроля 1. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Лес – один из основных типов растительности. Лес состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории. Леса, образованные одной древесной породой (например, сосной) называются чистыми, несколькими породами (например, березой и елью) – смешанными.
Различают леса листопадные, развивающие листву весной и сбрасывающие ее осенью, и вечнозеленые, сбрасывающие листву (хвою) постепенно.
1. термины 3. диалектные
2. общеупотребительные 4. разговорно-просторечные
2. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
- Здорово, Тихоновна, - сказал Ананий Егорович, подходя к огороду.
Старуха живо разогнулась, хитровато прищурила один глаз.
- Признал. А я гляжу споднизу да думаю: возгордился – мимо пройдет
али окликнет?
- Ну, тебя нетрудно признать. Вон ведь как сияешь!
- Молчи ты, бога ради. Не стыди. Сама знаю, что не ладно. В это повойнике-то я еще молодицей хаживала. Все Маруське берегла. А раз Маруська не носит – не пропадать же добру. Кто осудит, а кто поймет.
(Ф.Абрамов)
1.разговорно-просторечные 3.устаревшие
2.диалектные 4.общеупотребительные
3. Совокупность языковых средств, используемых в административных актах,
договорах, различной документации, - это подстиль официально-делового
стиля.
1.юридический 3. политический
2.дипломатический 4.канцелярский
4. Укажите, что не относится к жанру печатной рекламы.
1.рецензии 3.призывы
2.заявления 4.научно-популярные статьи
5. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намерено:
1. патриот своей родины 3. жестикулировать руками
2. в конечном итоге 4. частная собственность
6. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Лексика – это словарный запас языка, в переводе с греческого «лексис»
означает – слово, выражение.
Б. В современном русском языке более 150 тысяч слов.
В. Затем – научные термины, специфические слова моряков, спортсменов,
музыкантов.
Г. Их около 10 тысяч.
Плюс иностранные слова, которыми мы часто пользуемся, их 30
тысяч.
1.между Б и В, последовательная 3.между А и Б, параллельная
2.между В и Г, последовательная 4.после Г, параллельная
7. Определите стиль и тип речи.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…
Впервые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. Сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.
Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (по Дмитрию Кабалевскому)