ченики Шишкиной школы уже приготовились к уроку по русскому языку. Ведущая Василиса предложила продолжить изучение глагола. На предыдущих уроках друзья усвоили, что глагол — это такая часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает действие. Например: ехать, кричать, играть. Или рассказывает о состоянии: болеть, грустить, смеяться. Тут Зубок стал украдкой хихикать. Василиса попросила ученика объяснить своё поведение. Оказалось, что волчонка рассмешила пуговица на сарафане лисички. Она болталась на одной нитке, почти оторванная. Веснушка расстроилась: «Я её хорошо пришивала». А Зубок поправил: «Пришивала, да не пришила». Шуня уже хотела рассказать о правилах пришивания пуговиц, но Василиса напомнила, что зверята находятся на уроке русского языка и им предстоит изучить правило по русскому языку. А для начала она попросила учеников определить чем отличаются глаголы ПРИШИВАТЬ ПРИШИТЬ Зубок сразу подсчитал: в слове «пришивать» на две буквы больше. Василиса подсказала, что есть и ещё различия. А именно, эти глаголы отвечают на разные вопросы. Глагол «пришивать» отвечает на вопрос: «Что делать?» А глагол «пришить» отвечает на вопрос «Что сделать?» — Да подумаешь, разные вопросы! — воскликнул Зубок. Это мелочи! Однако Шуня не согласилась: — Ничего себе мелочи. Пришивать можно хоть целый день, да пуговицы так и останутся отдельно от сарафана. А стоит пришить — и дело сделано: можно бежать на урок. — Именно так, — поддержала ученицу Василиса. Глагол «пришить» описывает уже совершённое действие. Поэтому его так и называют совершенный вид глагола. Веснушка задумалась: «А глагол «пришивать» какого вида?» Оказывается, поскольку этот глагол описывает незавершившееся действие, то и называется он глагол несовершенного вида. Их всего два: совершенный и несовершенный вид глагола. Ведущая попросила привести примеры глаголов несовершенного вида. ЧИТАЛ книгу ПЕКУ пироги БУДУ ЕСТЬ пироги
А теперь нужно переделать глаголы несовершенного вида в совершенный вид. И вот что получилось. ПРОЧИТАЛ книгу ИСПЕКЛА пироги СЪЕМ пироги Чтобы закрепить знания про совершенный и несовершенный вид глагола Василиса предложила проанализировать детскую сказку и отметить в ней глаголы совершенного и несовершенного вида. Итак. Посадил (с.вид) дед репку. Выросла (с.вид) репка большая пребольшая. Стал (с.вид) дед репку из земли тянуть (несов. вид). Тянет – потянет (несов. вид), вытянуть (с. вид) не может (несов. вид). В конце - концов, с вытянули (с. вид) репку. Так на уроке русского языка ученики успешно выучили совершенный и несовершенный вид глаголов. У глагола вид несовершенный Если кто-то ест или сидит. А поел и встал, тогда мгновенно Получился совершенный вид.
ченики Шишкиной школы уже приготовились к уроку по русскому языку. Ведущая Василиса предложила продолжить изучение глагола. На предыдущих уроках друзья усвоили, что глагол — это такая часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает действие. Например: ехать, кричать, играть. Или рассказывает о состоянии: болеть, грустить, смеяться. Тут Зубок стал украдкой хихикать. Василиса попросила ученика объяснить своё поведение. Оказалось, что волчонка рассмешила пуговица на сарафане лисички. Она болталась на одной нитке, почти оторванная. Веснушка расстроилась: «Я её хорошо пришивала». А Зубок поправил: «Пришивала, да не пришила». Шуня уже хотела рассказать о правилах пришивания пуговиц, но Василиса напомнила, что зверята находятся на уроке русского языка и им предстоит изучить правило по русскому языку. А для начала она попросила учеников определить чем отличаются глаголы
ПРИШИВАТЬ
ПРИШИТЬ
Зубок сразу подсчитал: в слове «пришивать» на две буквы больше. Василиса подсказала, что есть и ещё различия. А именно, эти глаголы отвечают на разные вопросы. Глагол «пришивать» отвечает на вопрос: «Что делать?» А глагол «пришить» отвечает на вопрос «Что сделать?»
— Да подумаешь, разные вопросы! — воскликнул Зубок. Это мелочи! Однако Шуня не согласилась:
— Ничего себе мелочи. Пришивать можно хоть целый день, да пуговицы так и останутся отдельно от сарафана. А стоит пришить — и дело сделано: можно бежать на урок.
— Именно так, — поддержала ученицу Василиса. Глагол «пришить» описывает уже совершённое действие. Поэтому его так и называют совершенный вид глагола.
Веснушка задумалась: «А глагол «пришивать» какого вида?» Оказывается, поскольку этот глагол описывает незавершившееся действие, то и называется он глагол несовершенного вида. Их всего два: совершенный и несовершенный вид глагола. Ведущая попросила привести примеры глаголов несовершенного вида.
ЧИТАЛ книгу
ПЕКУ пироги
БУДУ ЕСТЬ пироги
А теперь нужно переделать глаголы несовершенного вида в совершенный вид. И вот что получилось.
ПРОЧИТАЛ книгу
ИСПЕКЛА пироги
СЪЕМ пироги
Чтобы закрепить знания про совершенный и несовершенный вид глагола Василиса предложила проанализировать детскую сказку и отметить в ней глаголы совершенного и несовершенного вида. Итак.
Посадил (с.вид) дед репку. Выросла (с.вид) репка большая пребольшая. Стал (с.вид) дед репку из земли тянуть (несов. вид). Тянет – потянет (несов. вид), вытянуть (с. вид) не может (несов. вид). В конце - концов, с вытянули (с. вид) репку.
Так на уроке русского языка ученики успешно выучили совершенный и несовершенный вид глаголов.
У глагола вид несовершенный
Если кто-то ест или сидит.
А поел и встал, тогда мгновенно
Получился совершенный вид.