ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Морфемика и словообразование»
Цели:
• знать классификацию морфем образования слов.
• правильно выполнять морфологический и словообразовательный разбор слов.
Для справок.
Алгоритм морфемного анализа.
1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения.
2.Выделяем окончание и основу. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение.
Алгоритм словообразовательного анализа:
1.Определяем, является слово производным или непроизводным.
2.Определяем производящую основу и словообразовательный формант.
3.Определяем словообразования.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола времени -л, глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Выполните задания. оба варианта
1 вариант 2 вариант
1.Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Запишите несколько примеров слов, образованных:
а) приставочным ;
б) суффиксальным ;
в) приставочно-суффиксальным ;
г сложения.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Из текста выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Морфемика и словообразование»  Цели: • знать классификацию морфем образования

ност1 ност1    1   17.04.2022 13:07    2

Другие вопросы по теме Русский язык

Популярные вопросы