ПОМГИТЕ На адриатической вилле, которую летом 1904 года мы делили с Петерсонами, предаваясь мечтам во время сиесты, при наглухо закрытых окнах, в детской моей постели, я, бывало, поворачивался на живот – и старательно, любовно, безнадёжно, с художественным совершенством в подробностях, чертил пальцем на подушке дорогу вдоль высокого парка, лужу с серёжками и мёртвым жуком, зелёные столбы и навес подъезда, все ступени его и непременно почему-то блестящую между колеями драгоценную конскую подкову, вроде той, что посчастливилось мне раз найти. (2) И при этом у меня разрывалась душа, как и сейчас разрывается. (3) объясните-ка, нынешние психологи, эту пронзительную репетицию тоски по родине.
(4) А вот ещё помню. (5) Мне лет восемь. (6) Дядюшка Василий Иванович поднимает с кушетки книжку из серии «Розовая библиотека». (7) Вдруг, блаженно застонав, он находит в ней любимое им в детстве место. (8) И через сорок лет я совершенно так же застонал, когда в чужой детской случайно набрёл на ту же книжку о мальчиках и девочках, сто лет назад живших во Франции странной стилизованной жизнью. (9) Но моё положение сложнее дядиного, ибо, когда читаю опять, как Софи остригла себе брови, а кузен Поль под необитаемой пальмой высосал из ноги капитана яд змеи, - когда я опять читаю всю эту чепуху, я не только ощущаю щемящее душу упоение, которое переживал дядя. (10) Ложится на душу и моё воспоминание о том, как он это переживал. (11) Вижу бирюзовые розы обоев, угол изразцовой печки, отворённое окно. (12) Оно отражается в овальном зеркале над диваном, где сидит дядя Вася, чуть ли не рыдая над растрёпанной книжкой. (13) Ощущение предельной беззаботности, благоденствия, густого летнего тепла затопляет память. (14) И это ощущение образует такую сверкающую действительность, что по сравнению с нею паркерово перо в моей руке и самая рука с уже сморщенной кожей кажутся мне аляповатым обманом. (15) Зеркало насыщено июльским днём. (16) Лиственная тень играет по белой, с голубыми мельницами печке. (17) Влетевший шмель, как шар на резинке, ударяется во все лепные углы потолка и удачно отскакивает обратно в окно. (18) Всё так, как должно быть, ничто никогда не изменится.
(317 слов)
(По В. Набокову)
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Часть 2
Выполните задания 1 -11. Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой для ответа строке.
1. Из предложения 1 выпишите действительное причастие настоящего времени.
2. Из предложений 14 – 17 выпишите действительное причастие времени.
3. Из предложений 7 - 8 выпишите страдательное причастие настоящего времени.
4. Из предложения 1 выпишите страдательное причастие времени.
5. Из предложений 14 -17 выпишите краткое страдательное причастие времени.
6. Из предложений 9 -12 выпишите все причастия, образованные от глаголов второго спряжения.
7. Из предложений 13 -14 выпишите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие.
8. Из предложения 1 выпишите причастие, образованное от глагола совершенного вида.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую, выделяющую причастный оборот, стоящий после определяемого существительного.
Вдруг (1) блаженно застонав (2) он находит в ней любимое им в детстве место. И через сорок лет я совершенно так же застонал (3) когда в чужой детской случайно набрёл на ту же книжку о мальчиках и девочках (4) сто лет назад живших во Франции странной стилизованной жизнью.
11. Среди предложений 12-14 найдите предложение, в котором причастный оборот не выделен запятыми. Напишите номер этого предложения.