1)Выпишите из описания Блудова болота детали, которые автору создать особую атмосферу. Определите какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор. (Кладовая солнца М. М. Пришвин) «Тут давным-давно вода боролась с деревьями за свою свободу, а деревья должны были закреплять берега. Вода победила, деревья попадали, а после того и сама вода разбежалась в болоте» . «Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая. Из-за кустика можжевельника он дожидался, когда отлучатся или поснут пастухи. И, определив нужный момент, врывался в стадо, и резал овец, и портил коров» . «…ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня» . Писатель оживляет, одухотворяет природу. Такой художественный прием называется олицетворение. Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить. Травка и волк Серый помещик- это образы-антиподы, противопоставленные по главным признакам: служение человеку, жизнь не для себя, а для человека, друг (это Травка) и жизнь для себя врага человека, злоба, которая «обрекает» на гибель (волк Серый помещик) . Ключевые слова для изображения собаки и волка — те же, что и при описании людей: друг или враг, жизнь «для других» или «для себя» . Тема жизни как служения, жизни для себя или для других получает дополнительное развитие в изображении сил природы, например, ветра: «Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото. На одной стороне полукруга воет собака, на другой — воет волк. А ветер нажимает на деревья и разносит их вой и стон, вовсе не зная, кому он служит. Ему все равно, кто воет, дерево, собака — друг человека, или волк — злейший враг его, — лишь бы он выл. Ветер предательски доносит волку жалобный вой покинутой человеком собаки» . 2)Выпишите глаголы, эпитеты и сравнения из рассказа о сосне и ели (6 глава Кладовая Солнца М. М. Прившвин) . Запишите ответ на вопрос: какую роль играют глаголы, эпитеты и сравнения в этом рассказе? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои повести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между деревьями случается, если вдруг налетит внезапный ветер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрямством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохориться» . Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор покидает хозяина» . сосна — дерево более светлое, связанное с жизнью. Ель — «древо мертвых» Сама пара деревьев «ель–сосна» воспринимается народным сознанием как антиномичная, что сохраняется в речи. Так, В. И. Даль приводит следующий вопрос: «Ель, аль сосна?» , когда нужно выразить согласие или отказ («да или нет?»
(Кладовая солнца М. М. Пришвин)
«Тут давным-давно вода боролась с деревьями за свою свободу, а деревья должны были закреплять берега. Вода победила, деревья попадали, а после того и сама вода разбежалась в болоте» .
«Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая. Из-за кустика можжевельника он дожидался, когда отлучатся или поснут пастухи. И, определив нужный момент, врывался в стадо, и резал овец, и портил коров» .
«…ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня» .
Писатель оживляет, одухотворяет природу. Такой художественный прием называется олицетворение.
Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить.
Травка и волк Серый помещик- это образы-антиподы, противопоставленные по главным признакам: служение человеку, жизнь не для себя, а для человека, друг (это Травка) и жизнь для себя врага человека, злоба, которая «обрекает» на гибель (волк Серый помещик) . Ключевые слова для изображения собаки и волка — те же, что и при описании людей: друг или враг, жизнь «для других» или «для себя» .
Тема жизни как служения, жизни для себя или для других получает дополнительное развитие в изображении сил природы, например, ветра: «Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото. На одной стороне полукруга воет
собака, на другой — воет волк. А ветер нажимает на деревья и разносит их вой
и стон, вовсе не зная, кому он служит. Ему все равно, кто воет, дерево, собака — друг человека, или волк — злейший враг его, — лишь бы он выл. Ветер предательски доносит волку жалобный вой покинутой человеком собаки» .
2)Выпишите глаголы, эпитеты и сравнения из рассказа о сосне и ели (6 глава Кладовая Солнца М. М. Прившвин) . Запишите ответ на вопрос: какую роль играют глаголы, эпитеты и сравнения в этом рассказе?
Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои повести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между деревьями случается, если вдруг налетит внезапный ветер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрямством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохориться» . Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор покидает хозяина» .
сосна — дерево более светлое, связанное с жизнью. Ель — «древо мертвых»
Сама пара деревьев «ель–сосна» воспринимается народным сознанием как антиномичная, что сохраняется в речи. Так, В. И. Даль приводит следующий вопрос:
«Ель, аль сосна?» , когда нужно выразить согласие или отказ («да или нет?»