подготовиться к сочинению по повести Горького "Детство", рассказам И.Бунина. Тема сочинения "Мир ребёнка и взрослых глазами русских писателей 19- начала 20 веков".
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожалуй, ни один русский писатель или поэт. Как преломилась эта тема в произведениях, созданных на рубеже XIX и XX веков?
Вспомним для начала, как развивалась детская тема в русской литературе XIX века.
«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на чему-то научиться у них. Об этой ности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».
Вспомним пробуждение Николеньки в самом начале повести «Детство». Толстой пристально вглядывается в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка, выделяя в теме детства психологический аспект.
Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблюдаем за детской душой с позиции взрослого человека.
У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отношение общества к ребенку.
СТ. Аксаков создает еще один прекрасный детский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в душевном согласии и единении со всем миром.
Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.
Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь . Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.
Идеи Достоевского имеют христианские основания: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не будете как дети, не войдете в царство».
Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.
XX век внес свой вклад в развитие темы детства. Обратимся к стихотворению поэта-символиста К. Бальмонта:
...Мне хочется снова быть кротким и нежным,
Быть снова ребенком, хотя бы в другом,
Но только б упиться бездонным, безбрежным
В раю белоснежном, в раю голубом.
Ностальгией по утраченному проникнуто это стихотворение, детство выглядит у него раем. Нет каких-то бытовых деталей, поэт сосредоточен на себе, на своих впечатлениях.
И если любил я безумные ласки,
Я к ним остываю на век, навсегда.
Мне нравится вечер, и детские глазки
И тихие сказки, и снова — звезда
Детство наполнено музыкой, цветом. Поэт активно использует звукопись, лексические повороты. Детство — это некий мир мечты, противопоставленный миру действительному. Бальмонт — символист, он уходит от реальности в мир мечты. Поэт утверждает, что настоящая свобода, гармония возможны лишь в мире мечты.
Обратимся к Осипу Мандельштаму:
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин.
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит.
Большая Вселенная в люльке
У маленькой вечности спит.
Мандельштам — трудный поэт, для его поэтики характерно ассоциативное сцепление образов. Мандельштам живет в мире реальном, миру взрослых он противопоставляет мир ребенка. Детское молчание — это своеобразная наивысшая форма постижения истины. То, что открыто ребенку, недоступно взрослому, чей рассудок упивается логикой, анализом.
Поэтический мир XX века живет предощущением катастрофы. В нем отразился кризис сознания, поэты признавали непостижимость мира, невозможность разгадать великую тайну бытия. Детское молчание — воплощение этой тайны, непостижимости.
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожалуй, ни один русский писатель или поэт. Как преломилась эта тема в произведениях, созданных на рубеже XIX и XX веков?
Вспомним для начала, как развивалась детская тема в русской литературе XIX века.
«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на чему-то научиться у них. Об этой ности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».
Вспомним пробуждение Николеньки в самом начале повести «Детство». Толстой пристально вглядывается в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка, выделяя в теме детства психологический аспект.
Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблюдаем за детской душой с позиции взрослого человека.
У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отношение общества к ребенку.
СТ. Аксаков создает еще один прекрасный детский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в душевном согласии и единении со всем миром.
Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.
Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь . Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.
Идеи Достоевского имеют христианские основания: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не будете как дети, не войдете в царство».
Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.
XX век внес свой вклад в развитие темы детства. Обратимся к стихотворению поэта-символиста К. Бальмонта:
...Мне хочется снова быть кротким и нежным,
Быть снова ребенком, хотя бы в другом,
Но только б упиться бездонным, безбрежным
В раю белоснежном, в раю голубом.
Ностальгией по утраченному проникнуто это стихотворение, детство выглядит у него раем. Нет каких-то бытовых деталей, поэт сосредоточен на себе, на своих впечатлениях.
И если любил я безумные ласки,
Я к ним остываю на век, навсегда.
Мне нравится вечер, и детские глазки
И тихие сказки, и снова — звезда
Детство наполнено музыкой, цветом. Поэт активно использует звукопись, лексические повороты. Детство — это некий мир мечты, противопоставленный миру действительному. Бальмонт — символист, он уходит от реальности в мир мечты. Поэт утверждает, что настоящая свобода, гармония возможны лишь в мире мечты.
Обратимся к Осипу Мандельштаму:
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин.
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит.
Большая Вселенная в люльке
У маленькой вечности спит.
Мандельштам — трудный поэт, для его поэтики характерно ассоциативное сцепление образов. Мандельштам живет в мире реальном, миру взрослых он противопоставляет мир ребенка. Детское молчание — это своеобразная наивысшая форма постижения истины. То, что открыто ребенку, недоступно взрослому, чей рассудок упивается логикой, анализом.
Поэтический мир XX века живет предощущением катастрофы. В нем отразился кризис сознания, поэты признавали непостижимость мира, невозможность разгадать великую тайну бытия. Детское молчание — воплощение этой тайны, непостижимости.