Подберите самостоятельно юридический текст, созданный в рамках
научного стиля речи, желательно академического или научно-учебного подстиля.
Оптимальный объем текста – 1–2 печатные страницы. Сделайте полный письменный
стилистический анализ данного текста, доказав его принадлежность к научной речи.
При выполнении упражнения пользуйтесь приведенными ниже планом и образцом анализа
текста.
План стилистического анализа письменного научного текста
1. Стиль и подстиль текста.
2. Жанр текста.
3. Наука, в рамках которой создан текст.
4. Тема / проблема, которой посвящен текст.
5. Стилевые черты и языковые особенности текста.
5.1. Точность изложения:
– присутствие терминов;
– присутствие общенаучной лексики;
– повтор ключевых слов;
– приведение фактических, цифровых данных;
– использование цитат и ссылок.
5.2. Логичность изложения:
– присутствие служебных и вводных слов и фраз, обеспечивающих связь излагаемых
мыслей.
5.3. Обобщенность, отвлеченность излагаемой информации:
– большое количество существительных с абстрактным значением;
– употребление глаголов преимущественно несовершенного вида в форме настоящего
времени.
5.4. Сдержанность и строгость тона, безэмоциональность и малая выразительность
изложения:
– абсолютное преобладание нейтральной и специальной книжной лексики при отсутствии
/ минимальной представленности разговорных лексем и выражений;
– использование слов, выражающих рациональную оценку при отсутствии /минимальной
представленности эмоционально-оценочных слов;
– присутствие «книжных» форм прилагательных: краткой формы и составной степени
сравнения.
– отсутствие / незначительное использование художественных средств
выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты);
– отсутствие / единичное использование фразеологизмов.
5.5. Слабая выраженность личности автора:
– отсутствие конструкций [местоимение я + глагол в личной форме];
– использование конструкций с авторским мы;
– использование безличных конструкций;
– использование страдательных конструкций.
5.6. Грамматическая усложненность текста:
– использование отглагольных существительных;
– использование причастий (в том числе в составе оборотов);
– использование деепричастий (в том числе в составе оборотов);
– использование глаголов в страдательном залоге;
– присутствие цепочек слов в форме родительного падежа;
– преобладание предложений с различными осложняющими структурами (обособленные
определения, обстоятельства, приложения, дополнения, пояснения, цепочки однородных
членов предложения);
– присутствие сложноподчиненных предложений (в том числе с несколькими
грамматическими основами). 6. Вывод.