по русскому языку Задание 1. Вспомните, что вы знаете об однородных членах, и ответьте на вопросы. Свои ответы подтверждайте примерами.
1. Однородные члены являются одинаковыми членами предложения или разными?
2. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
3. Однородные члены относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?
4. Все ли члены предложения могут быть однородными?
5. Зависят ли друг от друга однородные члены по смыслу и грамматически?
6. Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?
Задание 2. Прочитай теоретический материал. Сделай конспект.
Определения, соединённые без союзов, могут быть как однородными, так и неоднородными.
Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Например, в предложении Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восточноевропейских языков определения русский, украинский и белорусский являются однородными: они характеризуют языки с одной стороны — по их принадлежности определённой нации.
Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и.
В предложении Учёные проявляют большой интерес к малоизученным африканским языкам выделенные определения не являются однородными: они характеризуют разные признаки этих языков — степень их изученности (малоизученным) и принадлежность народам определённого континента (африканским). В этом случае определение малоизученным относится не непосредственно к существительному языкам, а к словосочетанию африканским языкам.
Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, запятая ставится, а между неоднородными — не ставится.
Применяя правило, рассуждайте так:
Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи. (И. Тургенев) Определения однородные, между ними можно поставить союз и: и белые, и синие, и красные.
Первый золотистый луч скользит по вершинам гор. Определения неоднородные, между ними нельзя поставить союз и. Определение первый относится ко всему словосочетанию золотистый луч.
Задание 3. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?
1. Мимо станции промчался — — товарный поезд (длина). 2. Мне подарили — — и(л, лл)ю- стрированную книгу (размер). 3. Возле поликлиники и стадиона росли — — стройные сосны (возраст). 4. Витрину магазина украшали мета(л, лл)ические — — — — игрушки (материал). 5. Этот — — карма(н, нн)ый фонарик удобен для туриста (размер). 6. Ещё один большой — — дом выстроили в юго-западной части города (материал). 7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие — — — — песни (принадлежность).
Задание 4. Вставьте на месте пропуска после второй части двойного союза подходящий по смыслу однородный член и запишите предложения, расставляя пропущенные запятые. Какие из двойных союзов указывают на бо́льшую значимость второго однородного члена? Какие предложения с двойными союзами взяты из научной или учебной литературы?
1. Благодаря строгому режиму сильной воле и цел..устремлённост.. товарищ усп..вает не только справлят(?)ся со всеми школьными делами но и — —. 2. Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и — — своего товарища. 3. Опыты мы делаем не только на уроках физик.. но и — —. 4. Хорошей проводимостью обл..дают как раск..лённые газы так и — —. 5. Надёжными изоляторами являют(?)ся как фарфор шёлк так и — —.
Задание 5. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и.
1. Однажды я ловил рыбу на (не)большом озере с высокими крутыми берегами заросшими3 цепкой еж..викой. 2. Озеро обступили старые липы и осокори. Поэтому на нём всегда было безветре(н, нн)о и сумрачно.4 3. В сум..рки луга похожи на море. Со(?)нце садит(?)ся в травы и маяками г..рят с..гнальные огни на берегу Оки. 4. Дуют свеж..е ветры и высокое небо опр..кинулось бледной зеленеющей чаш..й. 5. Однажды почти всё лето я зан..мался сбором трав и цветов. 6. Я узн..вал их названия и свойства по старому опред..лителю р..стений и зан..сил всё это в свои записи.