по «Родной язык»
(1) Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. (2)Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и система подъема повреждены, связь на глубине не работала. (3)Люди приготовились к медленной смерти. (4)Но был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. (5)Может быть, птицы связаться с базой? (6)Голубей поместили в капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать пришла на вторые сутки оказалась голубка. (9)В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. (10)За этот подвиг голубка награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. (11)Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки.
(12)Животным люди воздвигли множество памятников. (13)При этом в счёт не идут многочисленные скульптуры лосей, оленей, медведей, тигров и львов, сооруженных возле дорог и домов украшения ради. (14)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.
(15)Есть в Америке памятник воробью, уничтожителю гусениц.
(16)В немецком городке Мюнстер стоит памятник петуху, воздвигнутый в честь эпизода средневековой давности. (17)Четыреста лет назад осажденный, умиравший от голода город на крепостную стену выпустил петуха. (18)Петух был единственный в крепости. (19)Но неприятель решил, что в городе много припасов, и снял осаду.
(20)Многочисленные памятники животным и истории, с ними связанные, показывают, как тесны отношения человека с окружающим его миром природы.
Выполните задания:
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ
3. Определите и запишите лексическое значение слова «базой» из предложения 5. База — ...
(5)Может быть, птицы связаться с базой?
4. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
5. Объясните значение пословицы «Сам погибай, а товарища выручай», запишите Ваше объяснение.