По култура речи. 1. прочитайте ниже отрывки из статей и ответьте на вопрос: есть ли основания говорить, что язык гибнет?
«чтобы оценить состояние языка, может быть, является целесообразным различать два аспекта, плохо дифференцирующиеся в лингвистической терминологии: структура языка (langue) и умение пользоваться им, языковая что касается структуры языка, то тут языку ничего не угрожает. отмечается некоторое расшатывание нормы. но это свойственно всем современным языкам, тем более «большим» языкам, на которых говорит все более этнически пестрое население…» в.г. гак
«мне кажется, главное – плохая «языковая компетенция» большинства наших современников. прежде всего иной должна стать повседневная устная речь тех, кто обучает, - учителей, преподавателей, а этого не достичь не только без изменений в духовной культурной жизни общества в целом, но и отдельного человека». л.п. крысин
2. прочитайте высказывание великих людей о языке и речи. прокомментируете одно из высказываний, подобрав 3 аргумента.
а) как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь . (гораций)
б) слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (р. киплинг)
в) совершенствовать свой язык — огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое (д.с. лихачев)
г) обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (а.толстой)
3. проверьте написание следующих слов по словарю. объясните значения выделенных слов.
а…к…мулировать кап…таловл…жения, филосо…ский термин, коэ…фиц…нт, а…сорт…мент, инфл…ц…онные процессы, г…н…ратор, ди…гра…ма, интерпр…тация, пр…ор…тет, экв…в…лентный, к…мп…тенция, ко…муникация, пр…в…легия, ко…мерция, ра…считывать на д…в…ден…ы, инд…ксац…я, ди…п…зон, м…н…стерство ф…нансов.
4. какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?
1) , меня зовут марина витальевна (преподаватель на первом занятии). 2) какое было дождливое лето. — да, осень, говорят, еще хуже будет. 3) лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной (и.бунин) 4) закройте, , дверь! 5) термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности ( язык. энциклопедия)
5. разделите ниже выражения на 4 группы: жаргонные, просторечные, диалектные, разговорные. перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
что сегодня по телику?
мне стремно с ним разговаривать.
положь сумку на заднее сидение.
видюха сдохла.
дайте экспрессо и два курасана.
отксерь мне несколько листочков.
в ихнем дворе сделали новую детскую площадку.
векша пробежала по дорожке.
ехай скорей, а то опоздаешь.
инет лагает и тормозит.
иди вон по той стежке.
принеси мне гашник.
в магазине вкусные грей-фрукты.