План стилистического анализа текста Как страшно быть первым 1.Общая характеристика текста:
- тема (о чем этот текст?);
- вид данного текста (монолог или диалог);
-цель создания текста ( информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие);
- кем создан и кому предположительно адресован текст;
- образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст и какова его общая доля (конструктивный принцип).
2. Внешние особенности текста (делится ли он на части графическим имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли жесткую, внешне выраженную (клишированную) композицию, шрифтовые выделения и т.д.)
3. Речевые особенности текста:
- лексическая характеристика:
а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; книжная лексика;
б) используется ли разговорная лексика ил фразеология; в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения; г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор;
- морфологическая характеристика:
а) много ли в тексте именных словоформ;
б) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные);
в) есть ли местоимения первого и второго лица;
- синтаксическая характеристика:
а) каковы типичные словосочетания в данном тексте; есть ли среди них словосочетания с подчеркнуто книжной стилистической окраской;
б) каков состав текста по типам использованных предложений, есть ли стилистически отмеченные типы (назывные (книж.), восклицательные, неполные (разг.);
в) используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: составное именное (книж.) или составное глагольное (книж.),
г) каковы предложения текста по степени их распространенности и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте.
4. Собственно текстовая характеристика:
а) как выражена тема текста;
б) какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста;
в) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная);
ПРИМЕР ТЕКСТА
(1) Помню те апрельские дни 1961 года. (2) Ошеломляющая радость, восторг... (3) Люди, высыпавшие на улицы Москвы. (4) Музыка. (5) Счастливые и растерянные лица... (6) Невероятно... немыслимо... не верится...(7) Человек в космосе! (8) Наш! (9) Майор Гагарин! (10) Ракета «Восток»! (11) Пилотируемый космический корабль! (12) Фантастика! (13) Здорово! (14) Здорово! (15) Здо-о-орово! (16) Ура-а-а!
(17) Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций. (18) Может быть, впервые за все её восемь веков, по-настоящему искренних и чистых.
Даже радость школяра по поводу неожиданно отменённых уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.
- Тема текста: текст рассказывает о радости и восторге, испытываемых людьми в 1961 году в связи с первым полетом Юрия Гагарина в космос.
- Вид данного текста: текст представляет собой монолог, так как имеет всего одного автора и не содержит диалоговых элементов.
- Цель создания текста: могла быть разная. В данном случае можно предположить, что целью текста является развлечение и информирование читателей о важном и значимом событии.
- Автор текста: неизвестен, но предполагается, что это кто-то, кто был свидетелем или участником событий, описываемых в тексте.
- Адресат текста: текст предположительно адресован широкой аудитории, в том числе школьникам и людям всех возрастов.
2. Внешние особенности текста:
- Текст состоит из 18 предложений, объединенных в один абзац.
- Не имеется явной рубрикации или нумерации частей текста.
- Текст не содержит цифрового материала, жесткой композиции или шрифтовых выделений.
3. Речевые особенности текста:
- Лексическая характеристика:
а) Текст использует книжную лексику, так как содержит термины науки ("космос", "ракета", "корабль") и культуры ("театральные спектакли", "киносеансы").
б) В тексте также используется разговорная лексика и фразеология, например, "Столица, покинувшая школы и учреждения", "буйствовала в пароксизме стихийных эмоций".
в) Применяются эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения, такие как "Ошеломляющая радость", "Здорово!", "Ура-а-а!".
г) В тексте используется индивидуально-авторское словоупотребление, например, "немыслимо", "Фантастика!".
- Морфологическая характеристика:
а) В тексте преобладают именные словоформы, так как они используются в описании событий и состояний: "радость", "уроки", "восторг", "сердца".
б) Текст также содержит словоформы с выраженной книжной стилистической окраской, такие как причастия ("покинувший", "ворвавшийся") и отглагольные существительные ("пилотируемый", "испытываемых").
в) В тексте присутствуют местоимения первого и второго лица: "Я", "мы", "вы", что делает его более живым и личным.
- Синтаксическая характеристика:
а) В тексте можно выделить такие типичные словосочетания, как "помню те апрельские дни", "испытываемых лиц", "пилотируемый космический корабль".
б) Состав текста по типам предложений может быть разнообразным, но в тексте можно выделить назывные (книж.) и восклицательные предложения с выраженной эмоциональной окраской.
в) В тексте присутствуют стилистически окрашенные типы сказуемого, такие как составное именное и составное глагольное сказуемое.
4. Собственно текстовая характеристика:
- Тема текста ("Как страшно быть первым") выражена в начале текста и связана с рассказом о событии первого полета Юрия Гагарина в космос.
- Функционально-смысловой тип речи в тексте можно определить как повествование, так как автор описывает происходящие события и свои эмоции.
- В тексте присутствуют чужая речь (прямая), выражаемая фразами, такими как "Здорово!", "Ура-а-а!".
Весь анализ текста предоставлен на примере данного текста. Необходимо помнить, что стилистический анализ текста требует внимательного и детального рассмотрения каждого из указанных аспектов, а также учета контекста и целей автора при создании текста. Все вышеуказанные особенности помогают раскрыть стилистическую природу текста и понять его эмоционально-выразительные возможности.