План комплексного анализа текста 1. Прочитайте текст
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
3. Какого типа речи данный текст? Какие особенности определенного типа речи это доказывают?
4. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится?
5. Определите идею текста. (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать самостоятельно)
6. Сформулируйте проблемный вопрос, над которым размышляет автор.
7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.
8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план.
9. Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. (Повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.)
10. На каком приёме/приёмах построен текст? (Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).
11. Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите опорные (ключевые) слова в каждой части текста;
- обратите на стилевую принадлежность лексики;
- выделите фразеологизмы (если они есть)
12. Перечислите и проанализируйте средства художественной выразительности (если они употребляются автором)
13.Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.)
14. Каково ваше впечатления от текста?