Письмо. Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка.
Выполните одно из предложенных заданий.
1. Представьте информацию текста в виде рисунков, схем, таблиц,
диаграмм. ( )
Типы профессий.
Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет
труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. По первому
признаку - предмет труда - все профессии и специальности можно разделить
на пять типов.
1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело
с растительными и животными организмами, микроорганизмами и
условиями их существования.
Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.
2. Человек - техника (и неживая природ) (Т). Работники имеют дело с
неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии,
связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой,
(слесарь-ремонтник, водитель, механик). В тех случаях, когда труд
специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций - это
тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техниксантехник).
3. Человек - Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания,
обслуживания, преобразования здесь являются сообщества, группы
населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на
воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское
обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или
коллективами.
4. Человек - знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки,
условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики,
рисунки и т.п. - вот предметные миры, которые занимают представителей
профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).
5. Человек - художественный образ (Х). Явления, факты
художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан
с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской
деятельностью (художник, актер, писатель).
Источник: Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии». - М.:
Просвещение, 1995 Стр. 10-13.