Перепишите предложения, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений. 1) Знание родник который никогда не исчерпаешь. 2) В мелколесье душно пахнет прелью хлюпает под ногами черная торфяная вода. 3) Острый язык дарование длинный язык наказание. 4) Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 5) Не исправить ошибку совершить новую. 6) Было тихо только плеск волн доносился из-за высокого борта. 7) Кто-то на плечи руки положит кто-то ясно заглянет в глаза. 8) Грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна 9) Калина росла под обрывом её зубчатые листья чуть окроплённые желтизной отворачивались от ветра. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Терпение одно из жизненных сокровищ. 12) Привычка вторая натура. РЕБЯТ
Обозначьте грамматические основы предложений. Подлежащее - П, сказуемое - С.
Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере.
1) Знание(П - сущ) - родник(С), который никогда не исчерпаешь(С).
2) В мелколесье душно пахнет(С) прелью, хлюпает(С) под ногами черная торфяная вода(П- сущ).
3) Острый язык(П- сущ) - дарование(С), длинный язык(П- сущ) - наказание(С).
4) Далеко за Доном громоздились(С) тяжёлые грозовые тучи(П- сущ), наискось резали(С) небо молнии(П- сущ), чуть слышно погромыхивал(С) гром(П- сущ).
5) Не исправить(П - глаг) ошибку - совершить(С) новую.
6) Было тихо(С), только плеск(П- сущ) волн доносился(С) из-за высокого борта.
7) Кто-то(П - мест) на плечи руки положит(С), кто-то(П - мест) ясно заглянет(С) в глаза.
8) Грачи(П- сущ) улетели(С), лес(П- сущ) обнажился(С), поля(П- сущ) опустели(С), только не сжата(С) полоска одна(П - словосочет.).
9) Калина(П- сущ) росла(С) под обрывом, её зубчатые листья(П- сущ) , чуть окроплённые желтизной, отворачивались(С) от ветра.
10) Голова(П- сущ) без знаний как фонарь(С) без свечи.
11) Терпение(П- сущ) - одно из жизненных сокровищ(С).
12) Привычка(П- сущ) - вторая натура(С).
Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.
2) В мелколесье душно пахнет прелью , хлюпает под ногами черная торфяная вода.
[ = ] , [ = - ]
3) Острый язык - дарование , длинный язык - наказание.
[ - = ] , [ - = ]
4) Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи , наискось резали небо молнии , чуть слышно погромыхивал гром.
[ = - ] , [ = - ] , [ = - ]
6) Было тихо , только плеск волн доносился из-за высокого борта.
[ = ] , [ - = ]
7) Кто-то на плечи руки положит , кто-то ясно заглянет в глаза.
[ - = ] , [ - = ]
8) Грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , только не сжата полоска одна.
[ - = ] , [ - = ] , [ - = ] , [ = - ]
9) Калина росла под обрывом , её зубчатые листья , чуть окроплённые желтизной , отворачивались от ветра.
[ - = ] , [ - = ]