Ознакомьтесь с содержанием диалога и выполните задания. Айсулу: Отгадай загадку: что в решете не унесёшь и в руках не удержишь? Адиль: Ну, это совсем лёгкое задание. Речь идёт о воде. Айсулу: Хорошо, следующий вопрос сложнее: когда отмечается Всемирный день воды? Адиль: И снова я знаю ответ: 22 марта. Только вот почему эта жидкость, которую мы воспринимаем как неотъемлемую часть нашей жизни, удостоена такой чести? Айсулу: Мне кажется, что этот день – напоминание всем нам: цените, берегите то, что имеете! Адиль: Значит, речь в этом параграфе пойдёт об обыкновенной воде? Айсулу: Не настолько уж она обыкновенная, раз ей выделен целый праздничный день. Возможно, если ты узнаешь чуть больше о нашей всем известной воде, ты станешь по-другому относиться к тому, что необходимо её сохранять и даже охранять. 1. В одной из реплик Айсулу имеются два однокоренных глагола, которые различаются приставками. Найдите эти глаголы и определите значение обеих приставок. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. 2. Продолжите ряд слов: цените, берегите … 3. Продолжите ассоциативный ряд: я – снежинка; я – кит; я – морская пена. 4. Нарисуйте кластер к слову вода.
1. В одной из реплик Айсулу имеются два однокоренных глагола, которые различаются приставками. Найдите эти глаголы и определите значение обеих приставок. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.
В данном случае, речь идет о глаголах "перенести" и "удержать". Обе приставки, "пере-" и "у-", являются приставками движения. Приставка "пере-" обозначает изменение места, направление или прохождение через что-то, в данном случае, через решето. Префиксом "у-" в данном случае обозначается движение к поверхности и фиксация себя на ней, в данном случае, на руках.
2. Продолжите ряд слов: цените, берегите …
Продолжением ряда слов будет слово "сохраняйте". Все эти слова (цените, берегите, сохраняйте) имеют общую семантику, связанную с заботой и бережным отношением к чему-либо, в данном случае, к воде.
3. Продолжите ассоциативный ряд: я – снежинка; я – кит; я – морская пена.
Продолжением ассоциативного ряда будет слово "я – морская вода". В данном случае, все слова имеют отношение к различным элементам или составным частям морской природы.
4. Нарисуйте кластер к слову вода.
Кластер является графическим представлением ассоциативного ряда слов, составляющих понятие или тему. Нарисуем кластер к слову "вода":
Вода
/ \
река озеро
/ \ \
рыбы плавать пить
В данном кластере представлены основные ассоциации с водой: она может быть в реке и озере, в ней живут рыбы, она позволяет нам плавать и пить.
Подводя итог, выполнение заданий позволяет лучше понять и проникнуться важностью и ценностью воды, а также проявить заботу и бережное отношение к ней.