От этой остановки автобусы поворачивали направо, к заводу, а потом ехали по самым окраинным улицам. и лишь два из них, третий номер и четвертый, шли прямо, через сотню метров выбегая из поселка, и катили себе по степи к ильевке и пятиморску — так близлежащие селения назывались. и вот здесь, на этой последней общей остановке, люди часто путались. второпях или просто в рассеянности входили они в автобус, а когда тот набирал скорость, оказывалось, что номер автобуса другой, и едет он вовсе не туда, куда человеку надо. начинался шум и крик, автобус чаще всего останавливался, высаживая пассажира. кондуктор и шофер совестили ротозея. не первый день ходили так автобусы и не первый год, пора бы уж и привыкнуть, но все же иной раз путались люди. так случилось и в этот весенний день. старушке надо было ехать на завод иг дальше куда-то, а влезла она в четвертый номер, который шел в ильевку. автобус побежал прямо и поворачивать, куда старушке надобно, вовсе не собирался. она это, естественно, заметила и заохала: — ой, ой! куда же он едет! мне ж не туда совсем! — глядеть надо, — сказала кондукторша, — и слушать. ясно написано — четвертый номер. и объявила я. — дочка, не разобрала я, — оправдывалась старушка, — не доглядела. останови, христа ради. мне с переезда-то больно далеко идти. — старый человек, надо уважить, — поддержал кто-то. кондукторша, симпатичная молодая женщина, была недовольна и старухиной нерасторопностью, и этой поддержкой. но тут объявилась ей выручка. молодой мужчина, круглолицый, в берете, наставительно произнес: — существуют надписи. надо читать. ясно написано — четверка. и нечего претензии предъявлять, — поглядел он на старушку свысока. кондукторша, которая уже потянулась было к кнопке, чтобы автобус остановить, тут же передумала. — кечно, — обратилась она к мужчине, — номер написан, и объявила я. не глядят, не слушают, а лезут. — да глаза у меня, дочка, старые, — жаловалась старушка. — где уж я разгляжу! може, ты вправду сказала, а я недослышала. уж прости… — а вот надо слушать, — наставительно произнес круглолицый в берете. — подходишь, надо не лезть сломя голову, а посмотреть. не видите, у людей спросите, они подскажут, — тоскливо объяснял мужчина. — ведь и спереди номер написан, и сбоку, и сзади. все как положено. и кондуктора объявляют. а мы лезем на дурачка, чего, мол, глядетъ. если не туда попадем, сразу в крик: остановите! остановите! а автобуса график. старушка, вначале было привставшая, печально поглядела, как донеслись мимо последние дома поселка и началась степь, и уселась на место. — о-ох, — вздохнула она и задумчиво, вовсе не зло, добавила: — а либо всю жизнь будете молодыми, не постареете… дай бог, дай бог, и замолчала. — надо к порядку приучаться. как в городе. там, небось, никто не отпросит: останови! номер обозначен — , — продолжал свою песню мужчина. и слушала его кондукторша, согласно кивала головой, а прочие ди глядели в окна. и старушка тоже. сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте.
Чёрствость, отсутствие желания старшим людям, понять другого человека. Даже простая старушки остановить автобус вызвала у молодой кондукторши крик, недовольство, возмущение и гнев. Более того, она даже начала винить её в невнимательности. Есть в этом рассказе ещё одно лицо: "молодой мужчина, круглолицый, в берете", который постоянно поддерживал кондукторшу. Автор недаром не называет его по-другому: по имени или по профессии. Это указывает на типичность героя. Таких много, кто, сам ничем не другим, только усугубляет её положение. И, напротив, в автобусе не оказалось ни одного человека, который бы поддержал старушку.
Эта ситуация напоминает людям о милосердии, учит отзывчивости, человеческой доброте, умению ставить себя на место других людей.