Определите: верные или неверные здесь даны утверждения (если верно, ставьте +, если неверно, ставьте -). ответом должна стать цепочка из знаков + , - .
1. Верно ли, что один из морфологических признаков глагола – наклонение?
2. Верно ли, что наклонений у глаголов 4?
3. Во всех наклонениях глаголы изменяются по временам?
4. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят и будут происходить на самом деле?
5. Условное наклонение имеет ещё одно название – сослагательное
6. Глаголы в условном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то или требует выполнить?
7. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при л- и частицы –бы –(б)
8. Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях
9. Глаголы в условном наклонении изменяются по лицам и числам
10. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.
Выполните письменно следующие задания:
1) распределить слова по трём колонкам, соответствующим трём наклонениям глагола.
Изъявительное: условное: повелительное:
Глаголы: погулял бы, подожди, пусть будет, пускай возьмёт, прилетел, купил, подарил бы, возьму, играй, чертишь, убедить бы, отстань, налейте, догнать бы, подайте, приклеился, напишу, прочитали бы.
2) выписать только предложения с глаголами в изъявительном наклонении, определить время глаголов, лицо, число. Переписывая, вставить пропущенные буквы.
• Пр…слонись ухом к бархатистому стволу берёзы.
• С важным потрескиванием лопают(?)ся почки в берёзовой роще.
• И упорный ветер с юга вх…дил бы медленно и тугов почерневшие сады.
• Дог…рает апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак расст…лается.
• Да слёзы пр…льют разве тучи, над степью плывя в небесах.
3) Спишите и определите, какие глаголы имеют форму изъявительного, а какие условного наклонения.
Попляшете – попляшите, отыщите – отыщете, напишете – напишите, вычеркните – вычеркнете, выберете – выберите, скажете – скажите.
4) Выпишите глаголы и определите их наклонение.
• Береги землю любимую, как мать родимую.
• Тише едешь – дальше будешь.
• Сделал бы, да «бы» мешает.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Поспешишь, людей насмешишь.
• Сделал дело, гуляй смело.
• На чужом несчастье счастья не построишь.
• Не было бы счастья, да несчастье Прочитайте, правильно образуя формы разных наклонений глаголов.
«Книги не трогать) меня грязными руками: мне будет стыдно, когда меня (взять) другие читатели.
(Не разрисовывать) меня ручкой или карандашом – это так некрасиво.
(Не ставить) на меня локти, когда (читать), и (не класть) меня раскрытыми страницами вниз, потому что вам самим (не нравится, бы), если бы с вами так (обращаться).
(Не забыть), что после вас мне придётся побывать у других читателей мне оставаться чистой и аккуратной, а я вам стать умнее и образованнее.
6) * (дополнительное): Выписать из различных источников (газет, журналов) 5 предложений с глаголами во всех трёх наклонениях.
7) *(дополнительное, творческое): Составить инструкцию пользователя каким-либо необычным предметом (волшебная палочка, сапоги-скороходы, вечный леденец, телепорт и пр.).
1.+
2.-
3.-
4.+
5.+
6.-
7.+
8.-
9.-
10.+