Определите тип Спп с несколькими придаточными ( однородное ,неоднородное ,последовательное ), разбирая каждое предложение;начертите схемы предложений:
1.Я вспоминал фронтовое время ,когда в голодной нашей окопной жизни исключено было , чтобы при виде раненного пройти мимо него
2.Индейцы считали ,что Великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то ,что нужно для ежедневного пропитания .
3.Я знал ,что есть прекрасные стихи ,и не догадывался ,каковы они и зачем они мне здесь нужны
4.Настёна не пошла по телятнику ,где в снегу была вытоптана дорожка ,а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо ,откуда за высоким яром виднелась за городьбой крыша бани .
5.Слышно было,как наверху ,на втором этаже с кем- то и как в детской стучала ножницами наёмная швея
В данном предложении имеется одна сложноподчиненная конструкция: "когда в голодной нашей окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненного пройти мимо него". Эта конструкция обозначает ситуацию, при которой в голодной окопной жизни невозможно было проходить мимо раненого человека. Придаточная часть "когда в голодной нашей окопной жизни исключено было" является послеловной, так как обозначает время или причину действия в главной части предложения. Придаточная часть "чтобы при виде раненного пройти мимо него" является однородной, так как она является дополнением первой придаточной части и обозначает цель или намерение.
Схема предложения:
Я вспоминал фронтовое время
|
----------------------------------------------
| |
когда в голодной нашей окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненного пройти мимо него
2. Предложение: "Индейцы считали, что Великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания."
В этом предложении нет придаточных частей. Оно состоит из одной главной части, в которой выражено мнение или поверие индейцев.
Схема предложения:
Индейцы считали, что Великий дух не создал в природе ничего лишнего
и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания
3. Предложение: "Я знал, что есть прекрасные стихи, и не догадывался, каковы они и зачем они мне здесь нужны."
В данном предложении имеется одна сложноподчиненная конструкция: "что есть прекрасные стихи, и не догадывался, каковы они и зачем они мне здесь нужны". Эта конструкция является неоднородной, так как состоит из двух взаимосвязанных предложений, выражающих мнение и незнание о прекрасных стихах.
Схема предложения:
Я знал
|
--------------------------------------------------------------------
| |
что есть прекрасные стихи, и не догадывался, каковы они и зачем они мне здесь нужны
4. Предложение: "Настёна не пошла по телятнику, где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо, откуда за высоким яром виднелась за городьбой крыша бани."
В данном предложении имеется несколько сложных однородных придаточных частей: "где в снегу была вытоптана дорожка" и "откуда за высоким яром виднелась за городьбой крыша бани". Обе эти части добавляют дополнительную информацию о том, как именно Настёна двигалась, указывая на место и причину ее действий.
Схема предложения:
Настёна не пошла по телятнику, где в снегу была вытоптана дорожка,
|
---------------------------------------
| |
а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо, откуда за высоким яром виднелась за городьбой крыша бани.
5. Предложение: "Слышно было, как наверху, на втором этаже с кем-то и как в детской стучала ножницами наемная швея."
В данном предложении имеется одна сложноподчиненная конструкция: "как наверху, на втором этаже с кем-то и как в детской стучала ножницами наемная швея". Эта конструкция состоит из двух придаточных частей. Первая придаточная часть "как наверху, на втором этаже с кем-то" является последовательной, так как указывает на место, где происходит действие в главной части предложения. Вторая придаточная часть "как в детской стучала ножницами наемная швея" является однородной, так как добавляет дополнительные детали о звуках, слышных из детской комнаты.
Схема предложения:
Слышно было
|
-----------------------------------------------------
| |
как наверху, на втором этаже с кем-то и как в детской стучала ножницами наемная швея.