Определить проблему данного текста. декадентская мадонна «высокая, стройная блондинка, с длинными золотистыми во- лосами и изумрудными глазами русалки, в идущем к ней го- лубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. эту на- ружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиев ской», — писал о зинаиде николаевне гиппиус (1869—1945) публицист, критик, один из первых символистов п. п. перцов. да, мадонна, признавали современники. но какая? декадент ская. всё дело в том, что, наряду с боттичеллиевским (светлым) началом, в зинаиде гип- пиус уживалось и демоническое, взрывное начало, в ней ощущался вызов покою налаженного быта, духовной покорности, смирению. общая гармоничность образа, пронизанная трагизмом, была субъ- ективным отражением катастрофического времени конца хiх — на- чала хх века. как тут не вспомнить стихотворение в. брюсова, по- свящённое з. гиппиус: хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья, и господа, и дьявола хочу прославить я. постижение образа з. гиппиус, необыкновенно яркого, в выс- шей степени привлекательного и вместе с тем напряжённого, нерв- ного, динамичного, — не просто сложная, но и захватываю- ще интересная. наследие, оставленное ею, огромно и разнообраз- но: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, критика и публицистика, дневники, две книги мемуаров. и всё-таки до эмиграции в сознании современ- ников она прежде всего существовала как поэт и критик, точно так же, как в парижский период стала известна глав- ным образом как автор дневников и воспоминаний. стоит отметить, что поэзию з. гиппиус отличает явная, броса- ющаяся в глаза неженственность. всё в её лирике крупно, сильно, 251 без особого внимания к деталям, частностям, мелочам. она глубоко концептуальна, свободна от ходульности, выспренности, риторики. в стихах её ощутима пульсация органичной, живой, острой мысли, пронизанной токами сложных, переплетающихся друг с другом эмо- ций, мысли, рвущейся в поисках духовной целостности, в обрете- нии гармонического идеала. но вместе с тем з. гиппиус никогда не отдаётся потоку эмоциональной стихии, не подавляется ею. она — создатель, творец, ибо продуманно, осознанно формирует целост- ную, строгую структуру своего микрокосма, не холодного, не без- жизненного, но согретого яркостью и необыкновенной страстнос- тью одушевляющих его идей. (е. курганов)
концепция живой и острой мысли, несмотря на устойчивые идеалы общества, обретает гармонический идеал.
то есть, её особый стиль нравится людям вопреки тому, что он не похож на остальные стили литературы тех времён.