Опорный конспект
предмет: язык
тема: язык и речь. виды речевого общения. речевая ситуация.
внимательно прочитайте. напишите план и конспект этого текста. подготовьтесь к устному ответу по плану (форма плана по выбору: вопросный, номинативный (назывной); простой, подробный, сложный), дополните информацию текста записями примеров из информативной справки.

речевая коммуникация, речевое общение — это общение человека с человеком: мы говорим, слушаем, читаем, пишем, переводим. при этом мы делимся, обмениваемся информацией — текстами, констатируем, описываем те или иные факты, события, сообщаем о людях, вещах, действиях, состояниях, качествах окружающего нас мира. речью побуждаем к действиям, поступкам. в речи проявляются чувства, эмоции, речью запрещаем определенные действия, нарушающие наши представления о поведении и действиях в общественной и личной жизни человека. в речевом общении действуют люди, которых называют коммуникантами. в первую очередь выделяют адресанта — человека, который производит (порождает) устную или письменную речь; затем адресата — человека, который слушает, читает речь, т.е. воспринимает и при необходимости воспроизводит ее. взаимодействие адресанта и адресата в речи активно, оно определяется речевой ситуацией или условиями общения. в речевом общении всегда есть цель: сообщение информации или мнения, вопроса, приказа совета, обещания, извинения, , жалобы и т.д. и т.д.
речь произносится, слушается, читается, пишется всегда в определенных условиях, которые определяют речевое поведение адресанта и адресата, их речевую этику и речевой этикет.
участвующие в речевом общении члены определенного языкового коллектива (, украинцы, , американцы, французы, венгры, поляки, китайцы, японцы и др., все люди мира, говорящие более чем на 2500 языках) сотрудничают, выполняют правила, рекомендующие строить речевой акт (предложение — высказывание, текст) в соответствии с выделенной целью и направлением речи. так коммуниканты в речи должны одинаково (адекватно) понимать сообщаемую информацию. в науке для определения этого факта есть термин “максима количества”.
адресант должен сообщать только истинную информацию, не дезинформируя собеседника (адресата), давать обоснованные оценки, для определения этого факта используется термин “максима качества речи”.
адресант должен строить свое сообщение так, чтобы оно соответствовало теме высказывания (текста), то есть “максиме отношений в речи”. речь ясная, недвусмысленная, последовательная соответствует характеристике “максима манеры речи”.
естественно, что в речи может быть не только истинная или ложная информация, но и намеки, иносказания, преднамеренные неточности, неясности.
в речевом общении обязательно учитываются различные характеристики участников общения, например, возраст, профессия, отношение к человеку (близкий, чужой, авторитетный) и др. в речи каждый из участников учитывает фонд знаний, степень конкретной информированности, интересов, мнений, взглядов, психологических состояний, особенностей характера и понимать друг друга. в речи всегда есть отношение говорящего и пишущего к тому, что он сообщает — оценка содержания высказывания, его истинности, ложности, многозначительности, серьезности, несерьезности.
для речевого общения характерны разные его формы: информативный диалог, дружеская беседа, спор, ссора и др.
коммуниканты должны соблюдать социально-этикетную сторону речи: форма обращения, стиль общения.
речь не только информирует, но и побуждает к действию, поступку. она может быть эквивалентна (равна) им.
важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. речь — это язык в действии. язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюссинтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
информативная справка.
пословицы о языке и речи:
мой язык горами ворочает. языком, что рычагом. язык — стяг, дружину водит. язык царствами ворочает. язык поит, кормит и спину порет. что знает, все скажет, и чего не знает, и то скажет. меньше говори, побольше слушай. много говорено, да мало сказано. не спеши языком, торопись делом. сказано красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится. говорит направо, а глядит налево. умей вовремя сказать, умей вовремя смолчать. умел сказать — умей ответ держать. от одного слова да навет — ссора. за словом в карман не полезет. для красного словца не ни мать, ни отца. язык до добра не доведет. языком не торопись, а делом не ленись. слово слово родит, а третье само бежит. не стыдно молчать, когда нечего сказать. от слов язык не отсохнет.

VlfdimirSychev VlfdimirSychev    2   07.09.2019 13:18    9

Другие вопросы по теме Русский язык