Однажды в детстве отец сильно наказал меня. И причину наказания я до сих пор помню крепко.
Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в
переулок, а потом в другой и до школы в этот день я не дошёл. С уличными
мальчишками я до вечера играл в стукалку*. Отец дал мне немного денег,
чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв всё на свете.
Деньги, конечно, вскоре кончились, и я стал думать, где бы достать ещё, и
нашёл выход. Я стал обходить все дома в ауле. Я говорил, что завтра
приезжают пехлеваны** и вот мне поручили собирать для них деньги.
Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать
игру. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время
игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день мои штаны
продрались насквозь, а колени исцарапались.
Между тем дома меня хватились. Старшие братья пошли искать
меня по всему аулу.
И вот я предстал перед судом отца. Больше всего на свете я боялся
этого суда. Отец оглядел меня с головы до ног.
– Расскажи-ка, где ты порвал штаны.
– В школе… зацепил за гвоздь…
– Когда?
– Сегодня.
Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.
– Если сейчас же не расскажешь всё, как было, ударю плетью.
Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я
рассказал свои злоключения по порядку начиная с утра.
Суд окончился. Три дня я ходил сам не свой. На третий день отец
усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас
в школе, какие у меня отметки. Потом неожиданно спросил:
– Ты знаешь, за что я тебя побил?
– За то, что играл на деньги.
– Нет, не за это.
– За то, что порвал штаны.
– Нет, и не за штаны. Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или
рубашек? Ты ведь не девчонка, чтобы ходить всё время по тропочке.
– За то, что не пошёл в школу.
– Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои
несчастья в этот день. Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. Ложь –
это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может
укорениться. Это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя
не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. На свете нет ничего страшнее лжи. С этого часа ты
будешь говорить только правду. Иди.
Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.
(По Р. Гамзатову)
ЗАДАНИЕ
1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2 Расскажите о местоимении как части речи. Каковы грамматическое
значение и морфологические признаки местоимения? Какими членами
предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в прочитанном
Вами тексте не менее 2 примеров местоимений, укажите их морфологические
признаки. Обоснуйте свой выбор.
3 Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков
препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным
оборотом. Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера предложений
с обособленным обстоятельством, объясните особенности постановки
запятых.